Из 100 лет жизни нашей организации 81 год выпал на XX век. Век потрясений, краха стран, изменения общественного строя и уклада жизни. Этот век вместил в себя небывало кровавые войны, революции, голод, страх, постепенный подъем благосостояния населения, улучшение уровня жизни, распространение образования и различных благ цивилизации, научные и культурные победы.
Жизнь профсоюза оказалась неотделимой от большинства событий, происходивших в нашей стране. Подробное изучение насыщенной профсоюзной истории отнимет у вас слишком много времени, однако знакомство хотя бы с ее основными вехами будет полезным для каждого.
Одни убедятся в том, что все сто лет наша организация, в каких бы тяжелых условиях она ни находилась, искренне и честно боролась за улучшение условий жизни и труда своих членов. Другие (здесь речь идет о тех скептиках, которые вообще сомневаются в целесообразности существования нашей организации) поймут, насколько сильно изменилась бы жизнь педагогов, студентов и даже всего отечественного образования без профсоюза.

До революционной бури
Профсоюз образования Москвы появился лишь спустя два года после Октябрьской революции, однако было бы неправильным проигнорировать профессиональные объединения учителей и работников науки, которые возникли еще во второй половине XIX века. После отмены крепостного права потенциальная возможность получить образование появилась у миллионов жителей Российской империи, поэтому наиболее прогрессивно мыслящие педагоги сразу же увидели необходимость в подготовке новых кадров, хотя и со «старыми» возникали проблемы, так как им зачастую не хватало профессионального мастерства.
Обсуждение этих проблем привело к созданию учительских собраний, которые проводились во время летних каникул. Эти собрания играли роль современных курсов повышения квалификации. Позже учительские собрания были переименованы в учительские съезды. Однако власть посчитала опасным для себя общение наиболее образованной части населения страны, поэтому в 1874 году Министерство народного просвещения и Министерство внутренних дел приняли решение не допускать проведение подобных мероприятий. Впрочем, опасным для власти казалось и сплочение студенческого движения, в котором особенно усиливалось протестное настроение. Студенты выпускали «крамольные» журналы, выступали против реакционных профессоров.
Параллельно, вне политической повестки дня, развивались общества взаимопомощи, которых к 1902 году стало настолько много, что их лидеры даже смогли организовать съезд в Москве. На съезде присутствовали 350 делегатов от 76 обществ, обсуждались вопросы материального и правового положения учителей, но даже здесь без вмешательства государства не обошлось. Наблюдатели от Министерства просвещения запретили оглашать проект принятой на съезде резолюции.
Возможно, чиновникам министерства не хотелось, чтобы общество, склонное с уважением и сочувствием относиться к учителям, узнало о том, что те живут в абсолютных бедности и бесправии.
Во время первой русской революции в борьбу за свободу сразу же включились столичные педагоги и студенты. В виде небольших кружков появлялись профсоюзы учителей, которые нередко участвовали в забастовках. Революцию поддержал и Московский университет, который ранее сильно пострадал из-за «укрощения» студентов, выступавших против самодержавия и Русско-японской войны.
Сформированные на волне революции профсоюзы выдвигали вполне благородные требования: всеобщее бесплатное образование, обязательное начальное образование, общедоступность обучения и устранение привилегий. Впрочем, те профсоюзные организации заметно отличались от современных в одном из ключевых положений. Они не были аполитичны. Именно поэтому им не удавалось объединить всех педагогов.
Подавление первой русской революции привело к арестам тысяч учителей, многие из них были отправлены в ссылку. Всего же, по подсчетам департамента полиции Москвы, репрессиям подверглись 23000 педагогов.

Красная буря
После Октябрьской революции педагогическому сообществу понадобилось полтора года, чтобы создать единый профессиональный союз. Учредительная конференция Профессионального союза работников просвещения и социалистической культуры Московской губернии состоялась 12 апреля 1919 года. Участники конференции единогласно приняли резолюцию, части которой будет любопытно изучить с точки зрения знакомства с духом времени:
«…Конференция <…> шлет товарищеский привет комиссару А.В.Луначарскому и приветствует 3‑й Интернационал».
«Дружно на борьбу с отмирающими остатками буржуазного строя! <…> Позор и смерть белогвардейским разбойникам, осуждающим рабочие Советские республики!»
Первым председателем профсоюза стал Сергей Мицкевич. Сергей Иванович окончил медицинский факультет Московского университета, за активное участие в народническом движении был сослан в Якутию, затем вернулся в Москву, работал врачом, участвовал в революциях 1905 и 1917 годов. Должность председателя Мицкевич занимал до 1924 года, после завершения профсоюзной деятельности стал организатором и первым директором Музея революции.
В первые месяцы своего существования профсоюзу приходилось, по сути, выживать. На его содержание не хватало средств, поэтому на постоянной основе в правлении работали лишь два выборных работника, делопроизводитель, машинистка, регистратор и курьер. Кроме того, функционирование профсоюза осложняла мобилизация на фронты Гражданской войны (воевал даже сам председатель).
К концу мая 1919 года в московской организации насчитывалось лишь 2574 члена, однако благодаря активной работе по привлечению в профсоюз уже к сентябрю нашей организации удалось объединить больше 7000 учителей.
Кроме того, правление профсоюза принимало активное участие в подготовке Всероссийского съезда учителей, который состоялся 28 июля 1919 года. На съезде был учрежден Всероссийский союз работников просвещения и социалистической культуры.
Конечно же, организационной деятельностью и привлечением новых членов работа профсоюза не ограничивалась. Специалисты нашей организации участвовали в создании единого тарифа, следили за нормированием и охраной труда, материальным снабжением учреждений. Еще одним важным направлением работы стало повышение квалификации педагогов, в него было вовлечено около 80% всех работников образования столицы.
Важно отметить, что наша организация смогла объединить не только коммунистов, но и беспартийных, и хотя трения между членами профсоюза возникали, профсоюзным лидерам все-таки удалось избежать раскола.
Акклиматизация в новой реальности
В 20‑е годы XX века образование было объявлено одним из приоритетов государственной политики, последовательно шла демократизация научных и высших учебных заведений. Предшествовало этим процессам принятие 26 июля 1919 года Декрета о ликвидации безграмотности.
Педагогам предстояло научить писать и читать все население страны от 8 до 50 лет. Трудность этой задачи в масштабах государства невозможно переоценить. В одной Москве число безграмотных достигало 147000 человек.
В это же время менялась и наша организация. Завершилось формирование отделов городского аппарата; некоторые из них сохранились до сегодняшнего дня, другие изменили свои названия или были объединены. Тогда же в аппарате профсоюза функционировали следующие отделы: общий, экономический, инструкторский, тарификационный, финансовый, информационно-статистический, хозяйственный, охраны труда и культурной работы.
Практически все работники образовательных учреждений Москвы добровольно стали членами профсоюза, поэтому в начале 20‑х годов профсоюзные лидеры поставили для себя новую задачу - сформировать профактив. Были созданы местные комитеты (первичные профсоюзные организации).
Практика показала, что наиболее распространенными направлениями работы месткомов являлись: содействие улучшению материального положения и быта работников, охрана труда и повышение культурного уровня членов профсоюза. Особенно внимательно в первичных организациях следили за выполнением коллективного договора, своевременной выплатой зарплаты, соблюдением санитарно-гигиенических правил.
Благодаря увеличению материальной базы профсоюза выросли возможности по организации досуга и отдыха педагогов, увеличилось количество путевок, появился собственный дом отдыха на станции Сходня. Отличные результаты принесло сотрудничество Профсоюза образования Москвы с Московским губернским комитетом Профсоюза работников здравоохранения. Совместными усилиями организациям удалось провести массовое обследование работников просвещения.
Впрочем, в отечественной системе образования происходили не только положительные изменения. После революционных потрясений и Гражданской войны материальная база вузов была в полуразрушенном состоянии. Не хватало и преподавателей, многие из которых воевали на фронтах Гражданской войны по обе стороны.
Не стоит забывать про активную работу со студентами. Здесь, правда, возникал целый ряд организационных трудностей. Например, не всегда было понятно, к какому профсоюзу должны относиться студенты того или иного учреждения высшего образования. Так, в Московском юридическом институте студенты были членами Профсоюза работников суда и прокуратуры, а преподаватели и сотрудники вуза состояли в Профсоюзе работников высшей школы и научных учреждений.
Жизнь студента тех лет была крайне тяжелой. Поэтому профсоюз занимался улучшением материального положения и питания студентов, организацией отдыха и оздоровления. Причем никто не пытался преувеличивать бедственное положение студенчества, достаточно было посмотреть на внешний вид обучающихся, многие из которых были физически ослаблены из-за голода и не имели теплой одежды. «Изголодавшийся студент - будущий инвалид. Берегите молодняк: помогите студенчеству!» - лозунг, вышедший на страницах одного из номеров профсоюзного журнала.
Помочь голодающим решились педагоги, которые в то время были далеко не самыми зажиточными людьми. В 1924 году профсоюз организовал единовременную кампанию помощи студентам. В итоге всесторонняя деятельность профсоюза привела к увеличению стипендий.
Пятилетие профсоюза отмечалось в Колонном зале Дома союзов, на юбилейной конференции выступал нарком просвещения Луначарский. Профсоюзные лидеры вспоминали, что когда-то функции нашей организации сводились к распределению продовольственных карточек, мороженой картошки и дамских корсетов. Теперь же все это осталось в прошлом.
В январе 1925 года состоялся первый Всесоюзный съезд учителей. Его участникам удалось привлечь внимание государства и всего общества к проблемам просвещения. В этом же году был принят первый закон о пенсиях учителям за выслугу лет, профсоюз настаивал на принятии этого закона.
В 1927 году расширение перечня социальных гарантий со стороны государства продолжилось. Были введены оплата больничных листов, оплачиваемые отпуска по беременности и родам, пенсии по старости. В стране наладилось бесплатное медицинское обслуживание, трудящимся выдавали льготные санаторные путевки.
В начале 30‑х годов укреплялась связь школ и вузов. Например, Московский университет взял шефство над 22 школами. В высшей школе также происходили масштабные изменения. Шел активный процесс разукрупнения. Так, из одного МВТУ имени Баумана выделилось сразу пять новых вузов: энергетический, химико-технологический, инженерно-строительный, механико-машиностроительный и аэромеханический. Кроме того, теперь в вуз мог поступить любой гражданин СССР, так как были отменены ограничения в связи с социальным происхождением. В 1936 году право на образование закрепила Конституция СССР.
В этот же период по всей стране проходили социалистические соревнования, затронули они и профсоюзную работу. В сентябре 1929 года Московское бюро секции научных работников столичного профсоюза приняло решение о проведении такого соревнования в вузах. Здесь учитывался целый ряд критериев: темпы подготовки кадров, посещаемость занятий, успехи студентов…
Кстати, соревнования зачастую вели к комичным результатам. Чтобы достичь высоких показателей, многим студентам завышались оценки, появилась «отличникомания», поэтому нашему профсоюзу пришлось отдельно следить, чтобы все результаты были честными и в вузах не возникали те или иные перегибы.

Великая Отечественная война
22 июня 1941 года делит историю нашей страны на две части - «до» и «после». Самая масштабная бойня за все существование человечества повлияла на каждую советскую семью. Очевидно, что изменения коснулись и работы Профсоюза образования Москвы.
Одно из первых таких изменений - эвакуация. Из столицы вывозили лучшие умы. Среди эвакуированных: 65 вузов, десятки НИИ, учреждения культуры. Профсоюзные организации столкнулись с новой задачей. Им предстояло активно участвовать в организации эвакуации.
Эвакуация и мобилизация ударили по кадровому составу нашей организации, поэтому профсоюзные функции неоднократно перераспределялись. Стоит отметить, что, несмотря на очевидную нехватку людей, наш профсоюз продолжал работать.
Члены Профсоюза образования Москвы добровольно уходили на фронт, в партизанские отряды и другие военные формирования. О желании взять в руки оружие заявляли студенты, учителя, научные и инженерно-технические работники и даже профессора. В одном Московском университете добровольцами на фронт ушли 2000 человек, еще больше тысячи вступили в народное ополчение. Всего же в войну сражались 5000 студентов и преподавателей университета.
Профсоюзные активисты разъясняли задачи военного времени, заботились об устройстве убежищ, светомаскировке, занимались тушением зажигательных бомб, организовывали дежурства на объектах, связанных с наукой и образованием.
Всего через день после начала войны студенты и сотрудники Геологоразведочного института сформировали группы противовоздушной обороны. Кроме того, профсоюзная организация участвовала в строительстве газоубежищ и оборудовании госпиталя. Спустя неделю после начала войны в Красную армию из Геологоразведочного института ушла первая группа добровольцев, среди которых оказался и председатель профсоюзного комитета В.И.Кузовкин, погибший на фронте.
Чтобы предотвратить голод в городе, особое внимание было уделено огородничеству. Здесь также не обошлось без помощи профсоюзных организаций, которые распределяли посевной материал, обучали горожан, не привыкших к работе с землей, обеспечивали огородников справочной литературой. Профсоюз старался помогать фронту, участвуя в сборе средств на производство боевой техники, теплых вещей и подарков для бойцов.
После окончания войны значительная часть членов нашего профсоюза получила высокие правительственные награды и медали. Восемь выпускников МГУ имени М.В.Ломоносова были удостоены звания Героя Советского Союза, 2200 человек наградили орденами и медалями СССР, несколько тысяч членов профсоюза получили медаль «За оборону Москвы».
Каждый из нас знает, какой ценой досталась человечеству победа над фашизмом. Война унесла жизни тысяч работников образования, ученых, студентов и профсоюзных лидеров. Все они могли бы развивать отечественную науку, нести знания людям, защищать права членов профсоюза, но…

Возвращение в мир
Правление И.В.Сталина вошло в мировую историю не только благодаря Великой Победе. Это же время связано с небывалыми по своим масштабам и жестокости репрессиям. В поисках врагов народа и других угроз государству по надуманным причинам ломались судьбы и заканчивались жизни миллионов граждан СССР. Репрессии не обошли стороной и профсоюзных лидеров, реабилитировать честные имена которых стало возможно лишь в середине 50‑х годов.
Однако жизнь профсоюзного движения продолжалась. В 1953 году сразу несколько профсоюзных организаций решили объединиться. Так, Профсоюз работников культуры, Профсоюз работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, Профсоюз работников политико-просветительных учреждений и Профсоюз работников полиграфии и печати стали Профсоюзом работников культуры. По задумке из этого слияния должна была получиться многочисленная и крайне мощная профсоюзная организация, однако ожидания с реальностью не совпали. Полученный «мутант» оказался просто не в силах выполнять свои обязанности.
Спустя три года было принято решение прекратить «мучения» организации и выделить из нее Профсоюз работников высшей школы и научных учреждений. Спустя год с этим профсоюзом объединился Профсоюз работников просвещения (начальной и средней школы).
Дальнейшая жизнь Профсоюза образования Москвы была связана с несколькими процессами. Постепенно росла роль профсоюза в управлении образовательными организациями. Например, администрации учреждений обязывались учитывать мнение профсоюзных комитетов при подготовке проектов производственных планов и рассмотрении вопросов труда и быта, а наиболее важные решения по вопросам труда и заработной платы должны были приниматься совместно - правительством и президиумом Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов.
Студенческое профсоюзное движение активно помогало стране в решении хозяйственных задач. Студенты выезжали осваивать целину, залежные земли, занимались строительством, полевыми работами. Для учителей активно работала жилищная программа. Ежегодно педагогам выделялось до одной тысячи квартир. А всего в школах Москвы к 1957 году обучалось более полумиллиона детей.
Значимым изменением в работе высшей школы стала организация производственной практики студентов, которым предоставлялись рабочие места в соответствии с полученной специальностью. Руководители организаций, предприятий и учреждений были обязаны обеспечить их жилой площадью, медицинским обслуживанием, создать им культурно-бытовые условия.

Остров мира в океане холодной войны
Профсоюз образования Москвы вел большую работу по установлению и укреплению дружеских и деловых связей с зарубежными профсоюзами. В 50-60‑е годы мы контактировали с организациями из 62 стран мира.
Активную позицию профсоюз занял во время обострения отношений СССР с западными странами. Московские ученые открыто выступали за мир между народами. В августе 1957 года в столице опубликовали заявление, подписанное большой группой ученых. В нем сообщалось о готовности к совместным действиям ученых всех стран против ядерной угрозы. В сентябре этого же года в Колонном зале Дома союзов состоялось общее собрание научных работников столицы, на котором обсуждался вопрос об участии ученых в борьбе против подготовки ядерной войны.

Профсоюзная действительность
В середине 60‑х годов одним из важных направлений работы профсоюза стало то, за что его любят одни и критикуют другие. Обеспечение профсоюзными путевками и организация отдыха детей вышли на такой уровень, что ежегодно счет выехавшим на море, в санатории или в пионерские лагеря шел на десятки тысяч человек.
Позже это сыграло с профсоюзом злую шутку, так как правозащитная деятельность, наблюдение за охраной труда никуда не исчезали. За бесплатными билетами и путевками абсолютное большинство членов профсоюза не видели результаты той работы, ради которой и существовал профсоюз.
Огромное внимание уделялось охране труда. Специалисты горкома посещали сотни образовательных организаций, выдавая предписания об устранении найденных нарушений. Параллельно при горкоме работала общественная юридическая консультация, которая защищала тысячи членов профсоюза.
Одной из заслуг нашей организации стало проведение первого городского Дня учителя. Этот праздник был создан в 1965 году по инициативе профсоюзных организаций, районных объединенных местных комитетов и городского комитета профсоюза. Четвертого сентября в Колонном зале Дома союзов состоялся торжественный вечер, посвященный первому Дню учителя, на нем присутствовали 2500 человек.
Еще одна особенность этого периода - активное строительство школ и детских садов. Сотни новых учреждений позволили Москве уйти от обучения во вторую смену.
Впрочем, некоторые проблемы, связанные с образованием, оставались нерешенными. Например, профсоюз продолжал бороться за повышение стипендий для студентов. Особенно актуальной эта тема стала во время пятилетки 1971-1975 годов, когда государство планировало добиться роста реальных доходов населения на 30%. В середине 70‑х годов членами нашего профсоюза были 99,3% от общего числа работавших и студентов (или 434170 человек).
Во время перестройки планировалось дополнить всеобщее среднее образование всеобщим профессиональным, причем план реализации реформы был рассчитан до 1995 года, однако ему не суждено было сбыться. В стране началась новая эпоха потрясений.

Крах и борьба
Развал СССР становился все более очевиден, социально-экономическое положение населения стремительно ухудшалось. Профсоюз образования Москвы должен был готовиться к новым вызовам, однако многие профсоюзные структуры оказались громоздкими и неэффективными. Шоковой терапией для нашего профсоюза стала конференция 14 ноября 1990 года, на которой было объявлено о создании самостоятельного профсоюза в Москве. Целью своей работы профсоюзные лидеры провозгласили защиту трудовых, социальных и экономических прав и интересов своих членов.
Начало 90‑х годов - тяжелейший период в истории нашей страны, который доказывает цикличность истории. Как и в начале XX века, среди актуальных проблем вновь появились нищета и голод. Агония перестройки, государственный переворот и распад СССР привели к обвальному росту цен и стремительному падению уровня жизни населения. Данные Госкомстата наглядно демонстрируют масштаб экономической катастрофы. Снижение реальных доходов населения за 4 года составило 43%. К 1998 году, после дефолта, 40% населения имело доходы ниже прожиточного минимума. Бедность по сравнению с 1990 годом возросла в 15 раз. При этом большая часть национального дохода доставалась малочисленной группе олигархии.
Такое несправедливое положение возродило протестное движение. Люди, как и век назад, вновь были готовы идти на баррикады, терять уже было нечего. Лидерами протестов стали профсоюзы.
Власть чувствовала опасность, исходящую от многотысячных профсоюзных организаций, поэтому всячески пыталась разрушить традиционные профсоюзы. Законо­творцы хотели запретить профсоюзам защищать работников и управлять средствами социального страхования.
Благодаря возросшей протестной активности населения профсоюзы смогли добиваться своих целей с помощью шествий, пикетов, митингов, собраний и даже забастовок. Так, 15 февраля 1991 года воспитатели детских садов Москвы, доведенные до крайности, объявили первую в новейшей истории страны забастовку. В ней участвовали 15 тысяч человек! Совет профсоюза компенсировал участникам забастовки все финансовые потери.
Еще одна забастовка педагогов планировалась 22 мая 1992 года. Увидев решительность членов профсоюза, власть выделила 5 миллиардов рублей столичным школам и детским садам, на 70% были повышены оклады педагогов, сократилась рабочая неделя для воспитателей. Протестовали работники вузов и студенты. Всеобщими усилиями удалось добиться принятия закона «Об образовании», в котором был гарантирован уровень зарплаты учителей не ниже среднепромышленного, а для профессорско-преподавательского состава - вдвое выше. Новым фронтом борьбы профсоюза стало появление срочных контрактов, которые ущемляли права преподавателей. В это же время начались процессы по созданию социального партнерства. Заключались соглашения столичного профсоюза образования с Правительством Москвы, с Министерством образования.
Всего же с 1991 по 1993 год наш профсоюз провел шесть акций протеста, трижды объявлял предзабастовочное состояние. Важной победой для профсоюза стало принятие Единой тарифной сетки по оплате труда для работников бюджетной сферы.
Впрочем, это далеко не все вопросы, по которым Профсоюз образования Москвы вел активную деятельность. Так, профсоюзные лидеры и студенты выступали за повышение стипендий, которые в среднем не достигали и 10% от прожиточного минимума. Из-за низких зарплат в школы и вузы не приходили новые кадры, в какой-то момент средний возраст профессорско-преподавательского состава в вузах составил 60 лет. Профсоюз обращал внимание на эту проблему. Оставляла желать лучшего материально-техническая и учебно-методическая база вузов.
Кроме того, качественное образование вновь становилось доступным лишь для элиты, профсоюз выступал резко против платных образовательных услуг. Увеличение количества проблем привело и к росту протестных акций (с 1994 по 1997 год их насчитывалось уже 25). Один из митингов состоялся у Дома Правительства РФ, однако самая масштабная акция была еще впереди.
20 мая 1998 года наш профсоюз вывел на Новый Арбат 40000 человек. Во главе колонны манифестантов шел человек в образе Ломоносова. Шествие в защиту образования поддержало все здравомыслящее население страны. Причиной протестов стали планы правительства под руководством Сергея Кириенко. Чиновники хотели сократить фонд оплаты труда высшей школы, увеличить учебную нагрузку и наполняемость классов, сократить стипендиальный фонд и количество студентов, принимаемых в вузы на бюджетной основе.
В 2000 году Профсоюз образования Москвы вновь вошел в состав Общероссийского профсоюза. Постепенно набирало силу социальное партнерство. Так, благодаря трудным, но плодотворным переговорам работникам образования ввели надбавки за ученые степени доктора и кандидата наук, студентам увеличили стипендию, в бюджете сохранились средства на оздоровление и отдых.
Подводя итоги активной фазы профсоюзных протестных акций, можно отметить, что профсоюз в борьбе за права учителей, воспитателей, преподавателей вузов и студентов принимал крайне смелые решения. Мы проводили массовые акции у входа в Парк Горького, у здания Госкомитета по высшему образованию, у Дома Правительства РФ, пикетировали Государственную Думу и Совет Федерации, устраивали шествия по Новому Арбату и Тверской улице.

Вместо заключения
О том, чем занимается Профсоюз образования Москвы сегодня, какими методами добивается своих целей, вы сможете подробно узнать на страницах этого номера «Учительской газеты».
Конечно же, в относительно спокойное время роль профсоюза в общественной жизни немного меняется, однако, как показывает история, за каждым благоприятным периодом в нашей стране, как правило, следуют новые вызовы и проблемы. Поэтому тех, кто говорит, что профсоюзное движение - пережиток прошлого, абсолютно бесполезный и ненужный сегодня, можно аргументированно обвинить в недальновидности. Профсоюз нужен, и он работает в интересах каждого образованного человека в нашей стране.

Сергей ВЬЮНКОВ, главный специалист информационного отдела МГО профсоюза