Мы думаем, что осуществление проектного управления в профсоюзных структурах поможет в решении амбициозных задач.
Уже целое десятилетие в профсоюзе действуют социальные программы, направленные на поддержку, главным образом материальную, членов профсоюза. Мы предоставляем билеты на спортивные мероприятия и спектакли, организуем отдых педагогов и их детей - это большая и напряженная работа.
С этого года заработал проект «Наши дети», который делает акцент на различных формах поддержки детей членов профсоюза. Это и акция «В первый класс с профсоюзом», и помощь тем, у кого родился ребенок, и материальная поддержка членов профсоюза, имеющих детей-инвалидов.
С сентября этого года мы планируем впервые провести акцию «Наши выпускники», в рамках которой 15 выпускников - детей членов профсоюза, показавших высокие результаты на ЕГЭ и избравших педагогическую профессию, получат именную годовую стипендию.
Но только недавно мы стали разрабатывать проекты, направленные на усиление организационного единства и позиций ППО в коллективах.
Один из них - «Территория социального партнерства» - имеет говорящее название. Его цель - определить авангард профсоюзных организаций, прежде всего в развитии социального партнерства. Он действует два года. В этом году знаком «Территория социального партнерства» были отмечены 95 ППО школ и колледжей. Большинство из них находятся в Восточном, Западном и Северо-Восточном округах.
Еще один проект, пока действующий в пилотном режиме, направлен на повышение эффективности профсоюзной работы, в том числе и в сфере социального партнерства, - это «Школа (вуз) без профсоюзных тупиков». Хочу поблагодарить за смелость председателей ППО и руководителей образовательных организаций, которые первыми решили включиться в этот проект. Среди участников - девять школ, один вуз и один колледж. Уверена, у них все получится!
Не менее важный проект - «Председатель под защитой». Он появился благодаря поддержке Городской отраслевой комиссии и Департамента образования и науки Москвы. Вместе мы определяем и фиксируем дополнительные гарантии председателям ППО. Так появилась доплата, которую за свою социально значимую роль в коллективе получает председатель. В 70% первичек, соответствующих критериям проекта, эти выплаты производятся.
Сейчас мы разрабатываем и предлагаем закрепить в отраслевом соглашении на следующий период, а также в коллективных договорах новые гарантии, обеспечивающие повышение эффективности деятельности ППО.
При этом не могу не отметить, что доверие и уважение к председателю первички - главная гарантия его успеха и главная его защита. Для достижения этой цели председателю предоставлены дополнительные права: рекомендовано избрание в управляющий совет, в различные комиссии образовательной организации, регулирующие трудовые отношения; предоставлено право давать мотивированное мнение при увольнении работника по большему числу оснований, чем прописано в Трудовом кодексе. Письма по обращениям, направляемые в образовательную организацию, должны рассматриваться с участием председателя ППО, а ответ должен быть подписан им наряду с руководителем. Еще много расширяющих полномочия профсоюзного лидера позиций отражают коллективные договоры.
Также стратегией развития предусмотрен проект «Управление коммуникациями». Он поможет наладить обмен информацией на всех уровнях профсоюза и всеми возможными способами, будь то переписка по корпоративной почте или обмен сообщениями в социальных сетях. Важно, чтобы информация о наших возможностях и акциях, разъяснения по острым темам не терялись «в пути», а доходили до каждого члена профсоюза.
Большую роль в развитии профсоюзных интернет-сообществ и повышении вовлеченности могут сыграть информационные флешмобы. Достаточно вспомнить недавнюю акцию «Педагог тоже человек». Желая поддержать учителей, лишившихся работы за фотографии в социальных сетях, профсоюз сделал публикации, в которых обозначил свою позицию и предложил другим людям высказаться тоже. Например, запись в нашей группе в VK собрала более 25000 просмотров, почти 900 лайков и свыше 180 репостов. Часть участников акции выложили свои фото с хештегом #педагогтожечеловек.
Следующие два проекта - «Профсоюзные университеты» и «Профсоюзное признание» - рассчитаны на то, чтобы систематизировать работу, которой мы уже занимаемся. Это соответственно обучение и поощрение членов профсоюза. На выходе мы получим программы повышения квалификации и систему премирования за успехи в профсоюзной деятельности.
Также необходимо упомянуть такие проекты, как «Инструменты создания и оценки эффективности профсоюзной организации», «Профсоюзная команда», «Конкурс на лучшую социальную программу для сотрудников образовательной организации», «Развитие профсоюзной цифровой среды».
Скажу еще несколько слов о последнем из перечисленных. Возможно, вы уже слышали о том, что все структуры Общероссийского Профсоюза образования переходят на цифровой документооборот и электронный профсоюзный билет. МГО профсоюза одной из первых включилась в процесс цифровизации. Московские педагоги уже получают профбилеты нового образца. Кстати, это будет не только своего рода «идентификационная карта», но и доступ к бонусной программе.


Думать о человеке
Загруженность педагогов, зачастую чрезмерная, - это, пожалуй, самая большая проблема на сегодняшний день. Исследование TALIS, проведенное в 2018 году в 48 странах под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития, показало, что российские педагоги работают чуть ли не больше всех своих коллег в мире! Это же подтвердила и министр просвещения Ольга Васильева на недавних парламентских слушаниях в Государственной Думе, назвав объем полной недельной учительской нагрузки - 60 часов. По образовательным организациям стран ОЭСР в среднем он составляет 39 часов.
Конституция плачет, Трудовой кодекс рыдает, депутаты сожалеют, но дело не движется.
И хотя в упомянутом исследовании московские учителя не принимали участия, их субъективные оценки своих трудозатрат тоже о многом говорят. Подавляющее большинство участников профсоюзного опроса «Работа не волк?..», проводившегося с марта по май 2019 года, подтвердили, что год от года их трудозатраты растут: 74,6% ответили, что это очевидно, а еще 19,6% склонились к ответу «скорее да». Больше трети (35,7%) считают, что за неделю тратят на работу до 50 часов. При этом немалая доля респондентов (21,5%) признается, что посвящает рабочим делам до 60 часов, а еще 14,8% - свыше 60.
Похожую картину показал мониторинг, проведенный нами в апреле в московских колледжах. По полученным данным, объем учебной годовой нагрузки преподавателя в среднем составляет 1,43 ставки. На самом деле его загруженность еще больше, поскольку он также занимается подготовкой к урокам, проверкой тетрадей, взаимодействует с родителями студентов и т. д.
Не происходит ли это оттого, что количество педагогических работников в московских образовательных организациях не просто не растет, а, по данным Росстата, даже уменьшается?
Думая о человеке (читай - члене профсоюза), мы не можем не задаться вопросом: почему денежная оценка квалификационной категории воспитателя может отличаться от оценки учителя в два раза? Это не дифференциация в оплате, это дискриминация, которая недопустима в трудовых отношениях. Одно из наших последних писем в Департамент образования и науки Москвы касалось именно этого вопроса и направления наших разъяснений в образовательные организации.
Таким же необъяснимым явлением является разная оплата труда работников, занимающих одну должность, но работающих в разных корпусах образовательной организации. Перечень явлений можно продолжить.
В нашей образовательной жизни много парадоксов. Чтобы их стало меньше, надо действительно думать о человеке. И толку из этого выйдет больше, если руководитель образовательной организации и председатель ППО будут это делать вместе.


Три кита - три исследования
К слову, мы стараемся изучать нужды и настроения членов профсоюза не только с помощью опросов и мониторингов на узкие темы. За последние два года МГО профсоюза провела три широких по своему содержанию исследования. В них участвовали педагоги школ, преподаватели вузов, студенты - всего более 4,5 тысячи человек. Это тоже серьезное подспорье для совместной работы администраций и профкомов.
Мы интересовались, как каждая группа относится к изменениям и нововведениям в системе образования, насколько удовлетворена своей работой или обучением, какие перспективы видит перед собой.
Результаты всех исследований будут озвучены через полгода на конференции и напечатаны. Пока же мне хочется поделиться наблюдениями по двум из них. Это сравнение настроений московских педагогов и преподавателей.
Конечно, мы спросили респондентов об их взаимоотношениях с профсоюзом.
Большинство опрошенных (более 70% как в школах, так и в вузах) являются членами профсоюза. Нашлись и те, кто только собирается присоединиться к профсоюзному движению. Интересно, что в вузовской среде таковых на несколько процентов больше (а именно на 4%).
Почти не нашлось работников, которых что-либо не устраивает в деятельности профсоюза (5% и менее). В основном они оценивают нас положительно или нейтрально. Но то обстоятельство, что часть учителей и преподавателей не имеют информации о профсоюзе, заставляет задуматься. Это не значит, что профсоюз мало делает. Порой о том, что та или иная программа является профсоюзной, люди просто не знают. Это упущение в информационной работе «на местах». Поэтому мы так часто говорим о важности информирования членов коллектива, общения с ними, расширения профсоюзного представительства в Интернете.
Также мы поинтересовались, по каким поводам школьные педагоги и вузовские преподаватели обращаются в профсоюз. Два варианта ответа были самыми популярными у обеих категорий - за материальной помощью и за путевками, билетами в театр. За разрешением конфликтной ситуации обращаются реже. Это не значит, что трудовые споры сошли на нет, а правозащитной функции нужно уделять меньше внимания. Наоборот, любая первичка должна развивать это направление, наращивая тем самым авторитет и уровень доверия к себе.
Помимо «профсоюзных» вопросов мы задавали и «профессиональные». Самый очевидный из них - об удовлетворенности своей работой. Ответы были жизнеутверждающими. Почти половина педагогов (48,6%) идут в школу с радостью, еще 42,5% - с желанием работать. Приблизительно так же отвечали преподаватели.
Но все ли их устраивает? Усложнилась ли их работа в связи с последними изменениями, которые коснулись сферы образования?
При сравнении исследований бросается в глаза, насколько позитивнее к изменениям относятся в школе. Учителя уже миновали период неприятия и освоились в новых условиях. Да, определенные зоны дискомфорта остались, но они менее выражены, чем у преподавателей.
Представителей вузов больше всего волнует внедрение эффективного контракта и обновление нормативно-правовых документов. И в школьной среде, и в вузовской с недоверием относятся к процедуре тестирования работников. Кроме того, обе группы все еще видят некоторые сложности в объединении и укрупнении образовательных организаций. Впрочем, этот вопрос постепенно отходит на дальний план.
Кстати, преподаватели имели возможность в свободной форме рассказать о своих трудностях. На основе их ответов был составлен Топ-10 самых часто встречающихся слов. Среди них: «студент», «работа», «низкий», «отсутствие», «нагрузка», «аудитория», «уровень», «зарплата», «бумажный», «занятие». Примечательно, что результат не требует расшифровки. И без нее можно угадать, в каком контексте было использовано то или иное понятие. Используя слово «студент», преподаватель, скорее всего, имел в виду слабую мотивацию к обучению. Упоминая слово «отсутствие», он наверняка описывал нехватку свободного времени…
Но кто же тогда помогает педагогам и преподавателям адаптироваться к изменениям и нововведениям?
Любопытно, что десять лет назад школьные педагоги в первую очередь рассчитывали на собственные силы. Теперь же этот вариант занимает последнюю позицию. В числе своих помощников учителя и воспитатели видят городскую власть, администрацию школы, юристов. Свыше 35% процентов возлагают надежды на профсоюз. Стоит отметить, что большое значение педагоги придают дополнительному обучению и развитию профессиональных компетенций.
У преподавателей обучение стоит на первом месте. Вторым по популярности стал вариант «я сам со всем справляюсь», а третьим - «деятельность профсоюза по отстаиванию прав научно-педагогических работников».
Это хорошие показатели. В глазах работника образования мы являемся крепким плечом, на которое он может опереться. Но МГО Профсоюза может и должна быть еще крепче, еще полезнее, еще ближе.


Это было недавно
Однако, ставя задачи на завтра, не стоит умалять итоги той работы, которая ведется сегодня.
В 2018 году мы заключили дополнительное соглашение о внесении изменений и дополнений в отраслевое соглашение между МГО профсоюза и Департаментом образования и науки Москвы. Стороны приняли полсотни профсоюзных поправок.
Наши обращения к властям города дали два важных результата: в августе аспиранты получили льготы на оплату проезда в общественном транспорте, а учителя - новую ежемесячную доплату за классное руководство.
Значимым событием осени стала акция к Всемирному дню действий профсоюзов за достойный труд. Тогда мы собирали подписи за сохранение досрочной пенсии для педагогов. Полученные цифры показали нашу солидарность и небезразличие. К акции присоединились более 400 первичек, в короткие сроки было собрано около 50 тысяч подписей от членов профсоюза. Письма, в которых была отражена профсоюзная позиция, отправились к парламентариям городского и федерального уровня. Нас, к примеру, поддержали депутаты Мосгордумы Михаил Антонцев и Елена Шувалова; ответная реакция поступила от председателя комиссии по труду, социальной политике и делам ветеранов Госдумы Ярослава Нилова.
Права педагогов и студентов продолжали защищать правовые инспекторы. Профсоюзные юристы провели свыше тысячи консультаций, ответили на 675 письменных обращений, приняли участие в 56 судебных заседаниях, а также побудили образовательные организации устранить 404 нарушения.
За тем, чтобы условия труда в школах, колледжах и вузах были безопасными, следили технические инспекторы труда. Они провели 93 проверки образовательных организаций. Еще 3807 проверок осуществили уполномоченные по охране труда.
В течение года 11809 профсоюзных активистов прошли обучение по разным темам - от профилактики профессионального выгорания до проектной деятельности. Азы финансовой грамоты в рамках программы «ПрофФинПросвет» познали 2517 педагогов.
Программа «От спорта - к искусству», с помощью которой педагоги и студенты бесплатно или по выгодной цене приобретают билеты в театры и на матчи, оставалась востребованной. На ее реализацию было направлено порядка 54 млн рублей, ею воспользовались десятки тысяч членов профсоюза. Кроме того, в октябре 2018 года стартовал проект «Проффитнес», благодаря которому можно получить дотацию за покупку абонемента в фитнес-клуб, средний размер дотации составил 3588 рублей.
Материальную поддержку фонда социальной и благотворительной помощи получили более тысячи членов профсоюза. В общей сложности было выдано 12,48 млн рублей. При этом мы расширили перечень оснований, по которым предоставляется помощь. Раньше существовало только три основания - рождение ребенка, бытовая травма, ущерб имуществу. Теперь же в фонд могут обращаться члены профсоюза, воспитывающие детей-инвалидов, и профсоюзные пары, вступившие в брак.
Мы будем рады, если вы захотите узнать о нас больше и заглянете в публичный доклад МГО профсоюза за 2018 год. Он выложен на сайте mgoprof.ru в разделе «Документы» (в подразделе «Публичные доклады»). Мы постарались сделать его максимально лаконичным, но обстоятельным и полным.

Марина ИВАНОВА, председатель Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ

P.S. В начале этого года мы открыли капсулу, в которой хранилось послание от профсоюзных активистов. Обращение было напечатано четверть века назад, в далеком уже 1994 году. Его авторами были представители тогдашнего Профсоюза работников науки и образования города Москвы.
Многое в профсоюзе менялось, обращали внимание они. Но всегда оставалась неизменной забота о тех, кто воспитывает и обучает наших детей.
Наши предшественники выражали уверенность в том, что мы станем только сильнее, сохраним свой оптимизм и боевитость. И мы не можем их подвести.