- Школа - это второй дом. Так ли это для тебя?
- В английском есть два слова, обозначающие дом: house и home. Отличие в том, что первое - это место, в которое мы приходим телом: прийти, переночевать, уйти. А home - место, куда мы приходим душой, туда хочется возвращаться. Говоря о школе, все чаще слышу от моего окружения, что для них это всего лишь house. Сказать, что для меня школа - это home, хотелось бы, но это не так. Я предпочитаю не привязывать образование к определенному месту, а образовываться самой. Если школа мне помогает в этом, это прекрасно, но я не буду называть школу «вторым домом», потому что школа - просто ресурс, который дает мне знания.
- Как школа влияет на становление личности человека?
- В школе мы проводим 11 лет, именно эти годы выпадают на нашу первую ступеньку социализации. Я уверена, что нет ни одного человека, который забыл образ своей первой учительницы, потому что именно учителя в школе являются примером взрослого человека, не считая наших родителей. Помимо учителей на нас влияют наши одноклассники и смена обстановки: мы из детства переходим в учебную среду, и именно тогда выявляются все наши навыки. Сейчас школа предоставляет не только сухие уроки, но и множество кружков. Поэтому если не в уроках, то в кружках человек может проявить себя и узнать, кто же он в будущем.
- Какого предмета, на твой взгляд, не хватает современной школе?
- В современной школе очень много профильных классов, где каждый может подобрать для себя что-то интересное. В этом плане система образования прекрасна: нет лишних или недостающих предметов.
- За время обучения в школе приходили ли тебе идеи по улучшению образовательной программы?
- Во время обучения я не думала об этом. Если мне чего-то не хватало, я брала это извне: ходила по кружкам, различным секциям и так далее.
- Часто ученики сталкиваются с непониманием со стороны учителей или родителей из-за учебы. Как ты думаешь, с чем это связано?
- Недопонимание может быть связано с тем, что оценки или поведение не совпадают с ожиданием взрослых. Именно на этих кирпичиках строится недопонимание. К счастью, у меня такого не было. Не сказать, что у меня было какое-то плохое поведение, да, стычки были, но они были ситуативные, и нельзя сказать, что я была перманентно плохой ученицей.
- Какими знаниями, на твой взгляд, ты будешь пользоваться во взрослой жизни?
- Наверное, каждый школьник думает: «Как мне пригодится тот или иной урок, зачем мне эта геометрия, вписанные углы мне не пригодятся…» Но я понимаю, что любой предмет максимально важен в человеческой жизни не только для того, чтобы использовать его в будущем, но и для того, чтобы у нас в мозгу образовались определенные связи, ведь именно они принесут нам пользу в будущем.
- Есть мысль, что учителей заменят роботы, что ты об этом думаешь?
- Образование в Сети уже сейчас не является большой редкостью, но есть люди, которые воспринимают сугубо человеческую речь, человеческие взаимоотношения. Роботы не заменят людей, ведь педагоги - это первые взрослые, которых мы видим после родителей. И представляете ли вы, что станет с человечеством, если шестилетний ребенок не будет наблюдать, как функционирует нормальный взрослый человек, а будет видеть робота? Я считаю, что учитель всегда будет востребован.
- Каким должен быть идеальный учитель?
- Не бывает идеальных учителей, как и идеальных людей в целом. Все, что я могу сказать об учителе, это то, что он должен знать свой предмет, чтобы объяснять его ученикам. Так же он должен уметь общаться с детьми и правильно доносить до них свои мысли.
- Как ЕГЭ влияет на школьников?
- Все же ЕГЭ - это просто экзамен, нужно это понять и смириться. Теперь, когда я его прошла, я понимаю, что это просто экзамен. Все, что меня смущает в этой системе, это ожидание своего результата, когда ты следишь за списками, смотришь, поступил ты или нет. Еще меня напрягает, что люди, которые прошли на бюджет благодаря высокому баллу, сидят в одной аудитории с платниками, которые прошли с минимальным баллом. Я считаю, что нужно подстроить программу под все слои умственного развития, если можно так выразиться.
- Что ты можешь посоветовать людям, которые сдают ЕГЭ в этом году?
- Нужно готовиться и понимать тот предмет, который ты сдаешь. Еще более важно любить его, потому что через силу успеха не добиться. Не учитесь, чтобы сдать, а учитесь, чтобы учиться.

Алина АВДЖЯН,
ученица 10‑го класса школы №854