Основы реформирования российской системы образования опираются на компетентностный подход в связи с необходимостью решения проблемы соответствия социальным и экономическим потребностям государства. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года необходимо обеспечить создание «условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. Развитие сферы образования направлено на повышение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности».
В связи с этим при обучении школьников большее внимание уделяется формированию ключевых компетенций, направленных на самообразование и решение практико-ориентированных задач.
При обучении делается упор на приобретение знаний, интегрированных в разных предметных областях, и развитие предпрофессиональных умений: решать практико-ориентированные задачи, работать на современном оборудовании, выполнять проектные и исследовательские работы, осуществлять осознанный выбор будущей профессии. Это становится особенно востребованным в настоящее время, так как последние научные разработки, конструкторские и инновационные решения осуществляются именно на стыке наук. Одним из показателей результативного участия образовательных организаций - участников проектов предпрофессионального образования является успешное выполнение школьниками проектов, предпрофессионального экзамена, который направлен не только на оценку знаний по предметам, но и на проверку умений учеников решать межпредметные практико-ориентированные задания. Стремительное развитие технологий во всех сферах жизни человека делает актуальным формирование у школьников умений самостоятельного поиска новой информации, применения полученных знаний при решении практических задач.
Ученик должен постоянно ориентироваться в меняющемся окружающим мире, понимать необходимость непрерывного обучения. Именно поэтому формирование таких компетенций, как информационные, учебно-познавательные и предпрофессиональные, наиболее актуально для школьников, осваивающих программы предпрофессионального обучения.
Проект «Инженерный класс в московской школе» стимулирует техническое творчество ребят, предоставляет обширные возможности для участия во множестве конкурсных состязаний, в научно-практических конференциях, знакомства с реальными производствами, конкретными предприятиями, инженерно-техническими специальностями. Самоопределение ребенка, привлечение его на тот или иной технологический профиль - это и есть основная цель практико-ориентированного обучения в рамках данного проекта.
Школа №618 с 2016 года реализует проект «Инженерный класс в московской школе»: в 2016‑2017 и 2017‑2018 учебных годах - в качестве школы - кандидата в проект, в 2018‑2019 учебном году - в качестве полноценного участника проекта.
Учебные планы профильных (10‑11‑х) и предпрофильных (8‑9‑х) инженерных классов в нашей школе направлены на углубленное изучение математики, физики, информатики, а также на выполнение обучающимися индивидуального проекта или исследования инженерной направленности.
В работе по данному направлению в этом учебном году была поставлена цель: создание гибкой практико-ориентированной модели предпрофессионального обучения для качественной подготовки обучающихся.
В рамках проекта «Инженерный класс в московской школе» наша школа сотрудничает с НИУ МИЭТ, Политехом, МИСиС, МФТИ, МИРЭА, а также с рядом инновационных предприятий.
В течение года ребята над своими проектами работали под руководством преподавателей НИУ МИЭТ на базе ЦТПО МИЭТ, технопарка «Смарт-парк». В процессе работы над проектами ребята получили умения и навыки, необходимые для создания конкурентоспособных проектов.
Следствием использования имеющихся ресурсов и предоставленных возможностей стали значимые достижения учащихся инженерных классов нашей школы:
- победитель и 12 призеров инженерно-конструкторского направления Московской предпрофессиональной олимпиады школьников в 2018 году;
- победитель и 13 призеров инженерно-конструкторского направления Московской предпрофессиональной олимпиады школьников в 2019 году; в 2019 году в олимпиаде приняли участие 8 команд нашей школы (30 учеников 10‑х и 11‑х классов);
- 15‑е место в рейтинге участников проекта «Инженерный класс в московской школе».
В целях подготовки учащихся к практической части предпрофессионального экзамена инженерного направления обучающиеся 11‑го «А» класса на базе технопарка НИУ МИЭТ «Смарт-парк» прошли курсы практических занятий:
- практический курс «Создание прецизионной техники зондовой микроскопии и изучение микро- и наномира»;
- практический курс «Демонстрация работы интеллектуальных сенсоров».
Данные занятия позволили успешно сдать предпрофессиональный экзамен большинству учащихся инженерного класса.
В течение года ребята принимали участие в конференциях «Инженеры будущего», «Старт в медицину», «Наука для жизни», IT-конференции «Будущее начинается сегодня», конкурсе проектов «Инженерный старт», конференции «Творчество юных», конкурсах проектов «Ритм Зеленограда», городском конкурсе проектов, мастер-классах, семинарах, университетских субботах, выставках. В конференции «Инженеры будущего» два проекта заняли призовые места. Это проекты на темы «Робот-сортировщик» и «Модель устройства помощи при экстренном торможении».
Школьники нашей школы регулярно посещали экскурсии на предприятия научно-производственных комплексов и технопарков. Наша школа стала участником городского проекта «День в технопарке». Учащиеся 8‑х классов прошли обучение в технопарке НИУ МИЭТ «Смарт-парк».
Таким образом, за три года участия в проекте «Инженерный класс» школа вышла на качественно новый уровень в создании условий для эффективной реализации проекта и результатов учащихся инженерных классов.
Одним из основных достижений школы в этом учебном году по проекту «Инженерный класс в московской школе» стало формирование непрерывной среды образования «школа - вуз - предприятие». Благодаря предпрофессиональной подготовке у ребят появилась возможность заниматься в университетских лабораториях и подготовить макеты робототехнических устройств к конкурсам проектов. Ребята получили бесценные навыки и умения, необходимые для будущей профессии.

Пресс-служба МСД №36