Занятия были ориентированы на практику использования двух основных цифровых элементов, встречающихся в подавляющем большинстве современных цифровых устройств - программируемых логических интегральных схем (ПЛИС) и процессоров.
ПЛИС - это такой «цифровой пластилин», из которого с помощью специального программного обеспечения можно быстро «слепить» любое (в рамках ее ресурсов) цифровое устройство, в том числе и процессор, который и разрабатывался в течение всего образовательного процесса. Благодаря наличию в институте специальных учебных отладочных стендов с размещенной на них ПЛИС ребята на каждом занятии разрабатывали элементы процессора и сразу же на реальном устройстве тестировали их. Внутренний мир цифровых устройств - загадка для школьника, и поэтому получение моментального практического результата, который можно буквально пощупать на реальном устройстве, обеспечивает высокую вовлеченность в процесс, ребята с большим удовольствием приходили на занятия и с неподдельным интересом погружались в них.
Дополнительным критерием успеха является проблемно-ориентированный подход. Ребята занимались не абстрактными вопросами, перед ними ставилась конкретная практическая задача, в процессе решения которой они получали новые знания и навыки. Полученный опыт важен не только с утилитарной точки зрения (навыки легко применяются на практике), он помогает определиться с выбором будущей профессии. Школьник пробует себя в роли инженера-разработчика, смотрит, нравится ли это ему, и как результат понимает, хочется ли ему посвятить свое будущее профессии, связанной с computer science. В этом смысле сотрудничество школы и университета является выигрышным для всех участников этого процесса: школа повышает вовлеченность обучающихся в образовательный процесс, университет находит для себя поистине заинтересованных абитуриентов, школьники получают новые знания, навыки и профориентируются.
Прошлогодний опыт был первым как для школы, так и для университета и очень важным, так как во время отработки этой образовательной программы были найдены слабые места, недочеты, которые будут устранены в новом учебном году. Основная часть недочетов связана с периодической недостаточностью иллюстративных материалов, поясняющих некоторые новые для ребят концепции, которые студентами воспринимаются гораздо проще. Университетскому преподавателю требовался этот год, чтобы в полной мере ощутить разницу восприятия новой, специфической информации между школьниками и студентами. Полученные результаты позволят в будущем несколько уплотнить преподаваемый материал, а следовательно, увеличить его объем.
Помимо прочего заключительное занятие программы проходило в формате беседы обо всем. В результате этой беседы ребята еще больше заинтересовались предметной областью, а некоторые начали фантазировать, представлять себя состоявшимися инженерами, думать о своем месте в обществе с точки зрения выбираемой профессии. Количество таких бесед обязательно будет увеличено.
Образовательная программа, о которой идет речь, лучше всего подходит для учеников 10‑х классов, так как полученные знания можно использовать при реализации проектов на различных творческих конкурсах, которые в перспективе могут дать будущему абитуриенту дополнительные баллы при поступлении, тем самым увеличив его конкурентоспособность. Кроме того, такие конкурсы позволяют реализовать себя в деле. Школьник, способный превратить идею в реальность, безусловно, гораздо лучше видит себя в будущем, а это, пожалуй, один из самых главных и важных результатов сотрудничества школы и университета. Это сотрудничество - прослойка между средним и высшим образованием, обеспечивающая плавный переход от школьника к студенту. Это сотрудничество позволяет почувствовать ребенку себя взрослым, решать взрослые задачи, получать взрослые результаты. Это сотрудничество необходимо для взращивания новых высококлассных специалистов в своей области.

Михаил ПОПОВ,
младший научный сотрудник, преподаватель кафедры вычислительной техники НИУ МИЭТ