В школе №853 профориентация является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы с детьми с различной нозологией. Среди обучающихся школы есть дети с нарушением слуха, тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития.
У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовность к профессиональному самоопределению находится на крайне низком уровне. Это связано с их индивидуальными и психофизиологическими особенностями развития: обучающиеся с ОВЗ не всегда адекватно оценивают себя, у них зачастую отсутствуют саморегуляция и самоконтроль, на низком уровне стремление к обучению и самообразованию. В связи с этим проф­ориентационная рабрта с такими подростками строится с учетом индивидуальных особенностей и решает следующие задачи:
- развитие общетрудовых качеств и навыков;
- расширение границ самопознания, предоставление информации о мире профессий, о путях профессиональной подготовки;
- формирование способности соотносить индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимыми для успешной социальной и профессиональной адаптации;
- формирование установок на труд и позитивного отношения к труду, мотивационной готовности к труду, к выполнению профессиональных функций, определенных видов деятельности.
Профориентационная работа с обучающимися с ОВЗ проводится поэтапно по классам:
- 1‑й этап (1‑4‑е классы) - формирование добросовестного отношения к труду, понимание его роли в обществе; развитие интереса к трудовой деятельности;
- 2‑й этап (5‑7‑е классы) - работа, направленная на осознание обучающимися личных интересов, понимание общественных ценностей труда; создание представлений о профессиях;
- 3‑й этап (8‑9‑е классы) - развитие положительной мотивации к профессиональному самоопределению, умения адекватно оценивать свои возможности в соответствии с требованиями избираемого вида деятельности.
Большое значение в формировании готовности войти во взрослую жизнь, в том числе и профессиональную, имеют общешкольные мероприятия: экскурсии на предприятия и учреждения Москвы, где ребята знакомятся с особенностями различных профессий; профориентационные классные часы и беседы, уроки труда.
С 2016 года у школьников столицы появилась уникальная возможность, обучаясь в своей школе, посещать занятия в колледже и получить одновременно с аттестатом свидетельство о профессии. Это стало возможным благодаря программе Департамента образования и науки города Москвы «Профессиональное обучение без границ». К обучению допускаются в том числе и подростки с ограниченными возможностями здоровья.
В 2018‑2019 учебном году учащиеся с ОВЗ из 8‑х и 9‑х классов школы №853 стали активно заниматься по программе «Профессиональное обучение без границ». Они посещали политехнический колледж №50 имени дважды Героя Социалистического Труда Н.А.Злобина и Зеленоградское отделение МГПУ, где обучались по специальностям «повар» и «оператор ЭВМ». Под руководством опытных наставников ребята постигали азы кулинарного искусства и выполняли работу по эксплуатации аппаратного обеспечения операционной системы и периферийных устройств офисной оргтехники, обрабатывали информацию с помощью прикладного программного обеспечения для ПК, выполняли проекты по различным направлениям.
Участие в проекте «Профессиональное обучение без границ» позволило ребятам подготовиться к отборочному этапу конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс». Благодаря этой программе учащиеся с ОВЗ расширили пространство своей профессиональной ориентации, с помощью педагогов смогли выстроить индивидуальную траекторию профессионального развития.
В результате освоения программ профессиональной подготовки по профессиям школьники сдали квалификационные экзамены и получили свидетельства о профессиях «повар» и «оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» с присвоением квалификации.
- Мы, как и наши дети, очень довольны результатами обучения. Хорошо, что школьники с особыми образовательными потребностями не остались в стороне, так как для них профессиональное самоопределение имеет очень важное значение в жизни, - отозвались об итогах обучения родители ребят.
За время совместной работы в округе сложился коллектив единомышленников, которые неравнодушно относятся к подготовке подростков к осознанному выбору профессии и очень творчески подходят к организации процесса профориентации и профессионального обучения старшеклас­сников. Педагоги школы тесно сотрудничали с директором Зеленоградского отделения МГПУ, директором ПК №50, а также с наставниками и кураторами, проводившими занятия с учениками.
В следующем учебном году ребята с особыми образовательными потребностями продолжат знакомство с профессиями по программе «Профессиональное обучение без границ», ведь профессиональное образование является важнейшей сферой социализации обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и условием их интеграции в общество.

Виктория КОЛОМАЦКАЯ,
руководитель корпуса, методист школы №853