Хочу поделиться опытом работы над видеопроектом «Берегите воду». Возможно, он будет интересен учителям начальной школы или подскажет новые идеи для педагогической практики.
Почему проект - с приставкой «видео»? В проектной деятельности школьников широко используется ИКТ-инструментарий, но при работе над видеопроектом дети не только овладевают чисто техническими навыками создания фильма. Они включаются в процесс творчества, исследования, активно рассуждают, обосновывают свою точку зрения, прогнозируют и планируют, представляют свои работы широкому кругу зрителей.
Для учеников начальных классов нашей школы работа по созданию проектов естественно-научной направленности не внове. В школе наработан большой опыт в области формирования у учащихся системных представлений об окружающем мире, созданы условия для формирования естественно-научной компетенции младших школьников, активно используются ресурсы Курчатовского проекта, работает анимационная студия «Первый кадр».
В выборе темы нам помог перечень конкурсов и номинаций на сайте Московского городского методического центра. Мы с ребятами активно обсуждали и спорили, оценивали свои возможности и важность темы для общества. Выбрали для себя новую, непростую тему - водосбережение и решили снять социальную рекламу.
Вопросы, которые возникли во время обсуждения проекта и не нашли ответов, заставили задуматься. А как же снимать рекламу, если мы сами не владеем информацией? Ведь явно, что одного лозунга «Берегите воду!» мало, нужны знания. Третьеклас­сники оценили сложность проблемы и решили разобраться. Им стала очевидны цель работы и ее полезность. Ребята выделили и сформулировали две цели:
- первая - предметное содержание фильма. Формулировка этой цели требует ответа на вопрос: «Что мне нужно узнать, чтобы разобраться в поставленной задаче, и как донести до зрителя информацию?»;
- вторая - технологическая часть проекта. Для ее постановки следует ответить на вопрос: «Чему мне надо научиться, что сделать, чтобы осуществить задуманное?»
Все вместе мы разработали алгоритм работы над проектом в целом и определили сценарный ход ролика: подробную последовательность того, что будет в кадре. Таким образом, у учеников происходило практическое освоение планирования, причем разных видов и уровней.
Важная часть - информационный поиск. Выполняя задачи компьютерного поиска, ребенок осваивает интернет-навигацию и практически самостоятельно добывает новую для себя информацию. Как ее систематизировать? Мы создали карту водоснабжения нашего города.
Далее третьеклассники провели серию экспериментов по фильтрованию воды (использовали переносную лабораторию «Фильтрация воды»): загрязняли воду различными веществами, растворимыми и нерастворимыми, пропускали через фильтры с различными фильтрующими наполнителями. После чего участники экспериментов сделали выводы, убедились, что фильтрация воды непростое дело, требующее определенных знаний. Следом провели испытания лабораторного оборудования для перемещения воды, что подтвердило теоретические знания о необходимости насосных станций в системе водопровода.
На этом этапе ученики почувствовали себя исследователями, экспериментаторами, а возможно, и учеными, ведь они открыли для себя много новых знаний.
Пора приступать к работе над фильмом. Создание фильма связано с творческой деятельностью учащихся, синтезирующей знания и умения в предметной области и разных видах искусства, технологические навыки работы с ИКТ-инструментами.
Что сделали ребята на этом этапе? Выбрали технику съемки - покадровая анимация; написали сценарий и сценарный план; изготовили декорации и героев; написали закадровый текст; провели покадровую съемку сцен; смонтировали фильм из отснятых сцен; озвучили его. Каждый из участников побывал в роли сценариста, режиссера и оператора, декоратора и кукловода, писателя и мастера озвучивания. Планируемый продукт создан командой единомышленников! Итоги подведены, вклад каждого ученика оценен. Чему научились третьеклассники? Ставить цели, планировать, прогнозировать, решать задачи, вести поиск, делать выводы, творить и созидать, стараться быть полезными.
В своем ролике ребята рассказали о том, какой долгий и сложный путь проходит вода, чтобы попасть в наши дома; сколько людей обеспечивают бесперебойное снабжение водой жителей Москвы. Получившийся социальный проект призывает людей беречь водные ресурсы нашей страны и экономно расходовать водопроводную воду.
Получившийся фильм мы разместили на сайте школы и видео­хостинге Youtube (https://youtu.be/M5XLbzSnt6o), показали всем ученикам начальной школы, поделились им в социальных сетях, направили для участия в городских конкурсах экологической направленности и получили на них высокую оценку! Наша социальная реклама «Берегите воду!» стала призером Городского конкурса проектов «Ресурсо­сбережение: инновации и таланты»-2019 в рамках городского фестиваля научно-технического творчества молодежи «Образование. Наука. Производство» и победителем VIII Московского городского конкурса социально значимых экологических проектов школьников.
Ученики уверены, что их проект должен помочь людям осознать важную истину: беречь воду - значит беречь жизнь, беречь труд тысяч людей, средства государства и средства своей семьи! Так может ли третьеклассник сделать мир лучше?

Вера ФОМИНА,
учитель технологии школы №853