Вообще история школы-интерната «Красные зори» насчитывает почти столетие. Учреждение изначально было нацелено на работу с детьми - сначала с беспризорниками, затем с ребятами с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня здесь обучаются более 120 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ребята приезжают из всех районов Ленинградской области, в том числе из самых отдаленных.
Как рассказала Анна Смирнова, в советский период школу-интернат часто навещали иностранные делегации. Наверное, это было связано с тем, что опыт работы школы с детьми с ОВЗ считался передовым, а кроме того, в школе была создана особая, домашняя, атмосфера. Детям было комфортно учиться и жить здесь. Собственно, та же атмосфера сохраняется и по сей день. Она зависит прежде всего от людей, работающих в школе, от их восприятия мира, понимания процесса воспитания. Что скрывать, не все из вновь приходящих педагогов остаются работать в школе. Многие уходят. Не выдерживают такой концентрации особых ребят. Но те, кто остается, понимают, что суть уникальной атмосферы «Красных зорь» в том, что взрослые здесь воспринимают детей без пресловутой социальной характеристики «другой» и сами дети воспринимают друг друга без проблем. Здесь нет неприятия, нет межнациональных проблем, проблем развития и т. д. Дети помогают друг другу, а детям помогают взрослые. «Наша команда» - так тепло и уважительно отзывается о своем коллективе Анна Смирнова.
- Сейчас в школе реализуется интегрированный подход в воспитании и обучении, где дети с сохранным интеллектом обучаются с детьми с нарушениями психических функций, дети с серьезными заболеваниями опорно-двигательной системы обучаются с детьми с незначительными патологиями, - рассказывает директор школы-интерната. - Это дает возможность воспитывать у ребят осознание того, что мир представляет собой сообщество, включающее тех, кому требуется помощь, и здоровых людей. Каждый ребенок учится сосуществовать с не похожими на него детьми в процессе сотрудничества, а не соперничества.
В команде школы-интерната работают высокопрофессиональные педагогические работники. К примеру, 72% педагогических работников имеют специальное дефектологическое образование. Кроме того, в работе с детьми с ОВЗ важная роль отводится коррекционно-развивающей деятельности. И здесь невозможно обойтись без медицинских работников. В школе действует структурное подразделение - медицинская часть, имеющая лицензию на оказание медицинской помощи. 16 медицинских специалистов осуществляют не только сопровождение, но и частичную реабилитацию воспитанников. Это и терапевт, и педиатр, и травматолог-ортопед, и врач спортивной и лечебной физкультуры, и гинеколог, и психиатр, и постовые медицинские сестры, и массажисты, и инструкторы ЛФК, и медицинские сестры физио­терапевтического кабинета, а также санитарки, которые осуществляют уход за детьми-колясочниками и детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. Использование медико-гигиенических технологий включает в себя проведение прививок, оказание неотложной медицинской помощи, занятия в кабинетах ЛФК, тренажерном зале, бассейне, циклы массажа. Итогом такой работы является ежегодное уменьшение числа детей-инвалидов. Так, за последние пять лет семь ребятишек перешли из группы инвалидов в группу здоровых детей.

Учение как радостный труд
Правильная «настройка» команды - это важный шаг к качеству и эффективности работы школы-интерната, считает Анна Смирнова. Сегодня управленческая команда - это команда единомышленников. Педагоги и администрация постоянно анализируют те процессы, которые происходят в школе. Свои вопросы и предложения они озвучивают на заседаниях структурных подразделений или непосредственно своим заместителям и директору. Именно в ходе анализа, совместного обсуждения проблемных вопросов рождаются новые идеи, проекты, программы. Например, с подачи коллектива было принято решение о проведении корпоративного обучения, когда занятия проводились ведущими психиатрами, психотерапевтами и психологами - сотрудниками психотерапевтической клиники Санкт-Петербурга. На базе школы прошли семинары по темам «Личность» и «Типы личности». Были представлены открытые психотерапевтические приемы работы с трудными подростками, беседы с их родителями. Эффект от корпоративного обучения был потрясающим. Педагоги школы стали общаться между собой в социальных сетях, делиться своими впечатлениями от прочитанных книг профессиональной направленности. Люди вышли с предложением о продолжении обучения и уже самостоятельно сформулировали темы: преодоление профессионального выгорания и особенности работы с родителями детей с ОВЗ.
По словам заместителя директора по УВР Юлии Батуринец, все проекты, которые уже реализованы или реализуются в школе-интернате, перечислить невозможно, но нельзя не упомянуть о таких, как «9 муз» - проект о древнегреческой мифологии для детей с интеллектуальными нарушениями, «Мы вместе» - совместный проект с Комитетом по физической культуре, спорту и молодежной политике Ломоносовского района Ленинградской области для детей с интеллектуальными нарушениями, «Найденный рисунок» - совместный проект с Русским музеем Санкт-Петербурга, созданный благодаря находке детей - рисункам 20‑30‑х годов XX века, и т. д.
С 2016 года педагоги и воспитатели стали принимать участие в подготовке материалов к заседанию рабочей группы по подготовке рекомендаций в области психолого-педагогического и организационного обеспечения развития инклюзивного образования государств - участников СНГ и его эффективных образовательных практик. В 2017 году на базе школы-интерната был проведен I культурно-образовательный форум для детей с особыми образовательными потребностями и взрослых государств - участников СНГ «СНГ - наша большая семья», на котором присутствовали дети и взрослые из четырех государств - членов СНГ. В 2018 году делегация школы приняла участие во II культурно-образовательном форуме, который проходил в г. Алматы Республики Казахстан. С 2017 года школьное сообщество включилось в реализацию Всероссийского проекта «УчимЗнаем», в рамках которого был создан учебный класс на базе областной детской клинической больницы для обучения детей, находящихся на длительном лечении.

Плечо для мам и пап
Ни для кого не секрет, что в школе-интернате часто обучаются дети из сложных семей. Многим из этих семей можно смело присвоить статус «алкоголизированные», но в то же время есть семьи вполне социально благополучные. Правда, это благополучие только кажущееся. Например, подавляющее большинство семей с детьми-инвалидами - неполные. К сожалению, отцы не выдерживают борьбы за ребенка и уходят из семьи. В итоге ребенка воспитывает только мать. Надо ли объяснять, каково ей приходится в условиях неприятия, давления со стороны общества?
Таким семьям нужно помогать, решили в школе-интернате и начали реализацию проекта «Семья и школа под солнцем». Проект реализовывался в течение текущего года в трех направлениях. Сначала был создан родительский клуб, куда приглашали всех родителей. С родителями встречалась педагог-психолог, вела беседы, рассказывала о типах личности ребенка, как их определить, как принять инвалидность ребенка и т. д. Была также встреча, посвященная семейным традициям, и она показала, что именно общие традиции способны объединить семью, сдружить ее членов. Вторым направлением стали общешкольные дела совместно с родителями, когда мамы и папы проводили различные мастер-классы. Примечательно, что благодаря этим мастер-классам многие ребята открыли своих родителей. Третье направление - это индивидуальные консультации с психологом, когда родителям нужно поговорить со специалистом, найти контакт с ребенком или с членами своей семьи. Конечно, за короткое время трудно заново связать разорванные нити общения, но когда это удается и дети начинают благодарить родителей, писать им и звонить, то это огромное достижение проекта.

Я б в садовники пошел!
Еще один проект, который также нацелен на помощь, но уже самим ребятам, касается профориентационной работы. Мониторинг выпускников показал, что к окончанию школы не все учащиеся полностью уверены в своем профессиональном выборе, в своих возможностях, хотя в школе есть система профориентации, проводятся интересные уроки технологии и ручного труда. Поэтому на повестку дня была вынесена разработка проекта по созданию отделения предпрофильной подготовки. При поддержке Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области заброшенное здание на территории школы-интерната отремонтировано, уже закуплено новое техническое оборудование. Совместно с Политехническим колледжем разработаны учебные курсы по дисциплинам «Столярное дело», «Швейно-вязальное дело», «Переплетное дело», «Обувное дело», «Растениеводство», «Поварское дело», «Архивоведение и электронный документооборот». Ребята будут не только знакомиться с теорией в рамках этих направлений, но и пробовать что-то делать своими руками.
Когда разговор идет о школе-интернате «Красные зори», то становится понятно, что коррекционная школа - это не приговор. Общественный стереотип, припечатывающий коррекционные школы клеймом «школа для дураков», не работает. Именно в этих школах собраны многолетний педагогический опыт, специальные профессиональные кадры, особое учебное оборудование. Коррекционные школы могут стать ресурсными центрами по передаче накопленного опыта педагогам интегрированного обучения муниципальных общеобразовательных организаций по работе с детьми разных нозологических групп.
Коррекционное образование помогает ребенку выйти в этот большой мир и не чувствовать себя при этом изгоем. Когда в человеке живет эта уверенность, то и обществу придется менять свои установки. Да, мы все разные, но мир у нас один. Общий для всех.

Справка

В 2018‑2019 учебном году в школах Ленинградской области обучались 9199 детей с ОВЗ, более 2411 детей с инвалидностью.
В регионе действуют 18 муниципальных и 1 областная психолого-медико-педагогическая комиссия.
С 2013 года Ленинградская область принимает участие в федеральной программе «Доступная среда», что позволило к настоящему времени создать условия для получения качественного образования детьми-инвалидами в 129 школах, что составляет 34,5% от общего числа школ, в том числе во всех отдельных общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы.