Ленинградская область с 2017 года активно включилась в реализацию пилотного проекта по внедрению национальной системы учительского роста и апробации новой модели аттестации педагогических работников на основе оценки их квалификации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования. Поэтому по идее организаторов, а в их числе Министерство просвещения РФ и правительство Ленинградской области, форум должен был стать современной профессиональной площадкой, объединяющей талантливых и перспективных педагогов.
Замысел организаторов нашел свое живое подтверждение. Уже в первый день форума начали работу 10 дискуссионных площадок, на которых участники и гости могли обсудить самые актуальные и волнующие проблемы современного образования в России. Например, на площадке «Молодой учитель: профессиональный рост и развитие» педагоги размышляли о том, какие карьерные траектории есть у молодого специалиста, как классифицировать компетенции, которыми в первую очередь должен обладать молодой учитель, а какие будут желательны, но не обязательны. На площадке «Управление образовательными ресурсами образовательной организации» у молодежи была возможность разобраться с тем, какие цели и задачи преследуют сегодня ученики, учителя и родители, приходя и приводя детей в образовательные организации. Молодые учителя вместе с модераторами и референтами пытались понять, есть ли что-то общее между требованиями государственных структур и общества, каков разрыв между ними и как преодолеть его с помощью конструктивных решений. Непростыми вопросами задавались и на площадке «Психологическая безопасность в образовательной организации», и чтобы лучше понять всех субъектов образовательного процесса, участники площадки даже провели ролевую игру, где выступали детьми, родителями, учителями, администрацией.
На площадке «Молодые руководители» у педагогов была возможность ознакомиться с опытом управленцев, многим из которых приходилось формировать свои коллективы с нуля и выводить школы на орбиты успеха, преодолевая серьезные трудности. Также продуктивно и содержательно участники форума работали на площадках «Одаренный ребенок: выявление, поддержка и воспитание», «Новые смыслы и стратегии современного воспитания», «Молодежные субкультуры», «Законодательные инициативы молодых педагогов» и т. д. По итогам работы дискуссионных площадок участники форума выделяли проблемные зоны и формулировали свои предложения по решению конкретных проблем.
Второй день форума был посвящен работе педагогических мастерских по всем предметным направлениям и направленностям дополнительного образования детей. Мастер-классы молодым учителям давали победители разных лет Всероссийского конкурса «Учитель года», в том числе Алихан Динаев, Денис Рочев, Григорий Назаров, Ирина Липатова, Магомедшапи Дибиров, Илья Демаков и многие другие. Также в этот день прошло заседание рабочей подгруппы «Образование» рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Образование и наука» и рабочей подгруппы «Рынок труда и подготовка кадров» рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Экономика и финансы». Заседание проводил губернатор Кировской области Игорь Васильев. По результатам обсуждения были подготовлены предложения и рекомендации федеральным и региональным органам исполнительной власти по реализации национального проекта «Образование», повышению качества подготовки кадров для системы образования, обеспечению работы социальных лифтов для молодых специалистов.
В заключительный день работы форума у молодых педагогов была возможность встретиться с министром просвещения РФ Ольгой Васильевой и губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко. Представители органов власти рассказали о запуске федеральной программы «Земский учитель», в которой может участвовать каждый желающий независимо от возраста. Программа «Земский учитель», по мнению Ольги Васильевой и Александра Дрозденко, должна помочь решить проблему дефицита педагогических кадров прежде всего в отдаленных районах страны.
Александр Дрозденко поделился с российскими педагогами опытом работы с молодыми кадрами в регионе. В частности, он заметил, что средний возраст учителей в Ленинградской области 42 года. Это говорит о том, что идет постоянный приток молодых кадров, а значит, эффективно действует система льгот и преференций для молодых педагогов. Например, за 3 последних года в систему образования региона пришли более 1300 молодых педагогов. Для молодых специалистов в Ленинградской области предусмотрен комплекс мер поддержки, в том числе социальная поддержка в виде единовременного пособия (15 тысяч рублей) и ежегодной выплаты в течение трех первых лет (56,5 тысячи рублей), обеспечение жильем, льготная ипотека.
Сами молодые учителя Ленинградской области тоже предпочитают быть активными, а не сидеть сложа руки. Как рассказал директор центра «Интеллект» для работы с одаренными детьми, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2014 Денис Рочев, в 2014 году в регионе был создан Совет молодых учителей. Его целью стало объединение учителей в одну команду. Совет включил в себя представителей всех 18 районов, а актив совета стал инициатором и организатором мероприятий разного уровня. Одним из таких мероприятий является ежегодная встреча молодежи с председателем Комитета общего и профессионального образования Сергеем Тарасовым. Она доказывает, что мнение молодежи для представителей органов власти важно, как важны и вопросы, которые молодежь выносит на обсуждение.
По словам Дениса Рочева, такие принципы, как профессионализм и взаимная поддержка, лежат в основе деятельности еще одной общественной региональной организации - клуба «Учитель года Ленинградской области». Клуб, так же как и совет молодых учителей, был создан в 2014 году и насчитывает 10 человек. Он представляет собой сообщество экспертов высокого класса, способных поднимать и помогать решать такие важные для образования вопросы, как повышение квалификации и подготовка педагогических кадров. Одна из главных целей клуба - объединение творческих людей и генерация интересных идей. Все члены клуба стремятся сделать его жизнь яркой и комфортной для общения, для обмена профессиональным и личностным опытом, творчеством, своим примером повышать престиж конкурса «Учитель года» и педагогической профессии в целом.
- Клуб работает в нескольких ключевых направлениях. Это оказание методической помощи коллегам на областном уровне, трансляция и обмен методическим опытом на федеральном уровне, участие в образовательных проектах, осуществление наставничества, - поясняет Денис Рочев. - Члены клуба ведут систематическую работу по обобщению и распространению своего методического опыта для коллег из образовательных организаций Ленинградской области в формате открытых семинаров, дискуссионных площадок, мастер-классов. Данная работа ведется как на районном уровне каждым из членов клуба, так и на областном. Например, в марте был дан методический семинар для группы коллег из Всеволожского и Гатчинского районов. А в октябре 2018 года прошел уже ставший традиционным межрегиональный слет молодых педагогов «Под крылом пеликана», на котором члены клуба транслировали свой передовой педагогический опыт.
Деятельность клуба «Учитель года Ленинградской области» выходит далеко за рамки региона. На протяжении всего учебного года мы совершаем визиты в другие регионы, где происходит интенсивный и плодотворный обмен опытом преподавания. В августе 2018 года наша делегация посетила Смоленский форум, в рамках которого участвовала в работе российско-белорусского образовательного семинара. В октябре 2018 года мы успешно участвовали в чемпионате учительских клубов «Образовательный диалог» в г. Махачкала Республики Дагестан. В марте 2019 года наша делегация посетила III Всероссийский фестиваль клубов «Учитель года» в Туле, в рамках которого нами была дана серия мастер-классов, которые по достоинству оценили коллеги из 28 регионов страны.
Члены ленинградского клуба «Учитель года» работают в различных образовательных проектах на федеральном уровне, к примеру в проекте «Российская электронная школа».
Члены клуба «Учитель года Ленинградской области» активно взаимодействуют с молодыми педагогами и другими специалистами в сфере образования в качестве наставников. Мы курируем областной конкурс «Педагогические надежды», победители которого получают путевку на федеральный конкурс «Педагогический дебют». Подготовку к федеральному конкурсу курирует член нашего клуба Алексей Граков. Например, в этом году он подготовил двух победителей данного конкурса.
Как известно, будущих профессионалов надо готовить еще со студенческой, если не со школьной скамьи, поэтому сегодня наш клуб также работает в данном направлении. Мы планируем организовать педагогический десант в Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина с целью популяризации педагогической профессии для выпускников и привлечения их к работе в школах Ленинградской области.
Денис Рочев также упомянул о том, что в 2019 году в Ленинградской области была создана Ассоциация молодых педагогов, куда вошли не только учителя, но и воспитатели детских садов, и молодые преподаватели учреждений системы СПО. Сегодня в рядах ассоциации уже более 100 человек. Именно актив ассоциации выступил на форуме в качестве спикеров, модераторов и референтов. Кроме того, творческая педагогическая молодежь стала участником хора молодых учителей Ленинградской области. Песни, исполняемые педагогической молодежью, можно считать гимном российскому учительству.
По словам директора Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Министерства просвещения РФ Марии Хлопотных, форум - это уникальное событие, потому что он не только площадка для общения и знакомства, но и ресурс, который позволит идеи педагогов реализовать и развить, используя возможности профильного министерства. Отрадно, что педагоги заинтересованы в первую очередь в межфорумном общении, в том, чтобы это общение было продуктивным.
К слову, одна из инициатив ленинградских педагогов сразу же была поддержана представителями министерства. Предполагается, что педагоги, которые были участниками форума, в следующем году сами станут модераторами и экспертами на дискуссионных площадках.

Обратная связь

Наталья КОЛЬЧУГИНА, старший преподаватель кафедры управления Института развития образования, Ивановская область:
- Я посетила несколько дискуссионных площадок, и везде было интересно и полезно в плане дальнейшего профессионального роста и применения в своей практике. Было важно посмотреть, какие перспективные направления деятельности именно с молодыми педагогами можно задействовать.

Зухра ИСХАКОВА, специалист Информационно-методического центра, Тюмень:
- Я видела работу площадок «Будущие лидеры» и «Молодой учитель. Профессиональный рост и развитие». Модераторы и референты работали отлично. Восхищена их единодушием и знанием дела. У них можно поучиться формам подачи информации, расстановке приоритетов и т. д.

Раиса БАРКЫШЕВА, заведующая отделом организации образовательных услуг Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Республика Алтай:
- Мы приехали посмотреть, как налажена организационная работа форума, и многое для себя почерпнули. Форум такого масштаба мы еще не проводили, поэтому было очень полезно поучиться у коллег. Вся работа была прекрасно отлажена. Мы были на нескольких дискуссионных площадках и везде отметили важные организационные моменты. На педагогических мастерских любопытно было рассматривать проблемы не только как педагогам, но и как родителям.