Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес к предмету, обеспечивает высокую результативность. Радует, что все ученики работают с большим увлечением. А если урок-игра построен в форме соревнования, то мотивация успеха возрастает.
Поделюсь опытом проведения дидактической игры-путешествия по теме «Повторение, обобщение и систематизация изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография».
Игровой замысел урока состоял в том, что ребятам нужно было попасть на загадочный остров, отгадав его название в конце игры. Плыли мы по морю на четырех кораблях (по количеству команд). Каждой команде предлагалось выбрать капитана и дать название своему судну. Чтобы попасть на остров, необходимо собрать «дорожную карту». После выполнения очередного задания команда получала часть карты. Победила команда, которая быстрее всех собрала карту, добралась до острова и угадала его название - Языкознание.
Для меня было важно оптимально сочетать занимательность и обучение. По моему мнению, в игре важна не только форма проведения - эмоциональность, легкость, непринужденность, но и содержание заданий. Мне не хотелось терять атмосферу игры на протяжении всего урока, поэтому особое внимание уделялось деталям. Например, задания раздавались на бумаге, имитирующей состаренный папирус, свернутый в трубочку и перевязанный бечевкой. А на другом этапе использовался прием «бутылочная почта». Продуманы были и наши костюмы. На учителе морская тельняшка, на капитанах банданы.
Работая в группе, ребята распределяли обязанности: например, каждый член группы составлял звуковой облик слова или, наоборот, должен был отгадать слово по его звуковой оболочке.
Продуманный финал придает игре законченность. Это помогает школьникам получить моральное и интеллектуальное удовлетворение. В игре у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. На этом уроке-путешествии даже самые пассивные дети включались в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по команде.
Я уверена, что изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется прежде всего тем, что в игре органически сочетаются занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию в которой в процессе обучения усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Майя АРКАНИЯ, МБОУ СОШ №1 с УИОП, Пыть-Ях, ХМАО - Югра