Мои ребята изучают основы православной культуры, а поэтому начать добрый день решили с поездки в храм села Микулино, что в 7 километрах от нашей школы. Признаюсь, думала, что родители отмахнутся: заботы, картошка и прочие дела… Но ошиблась! Те, с кем я сумела поговорить, охотно соглашались со мной.
Утром из десяти моих учеников к месту сбора приехали девять и еще двое из других классов. А ребята у нас учатся, надо заметить, из шести разных населенных пунктов. Ксюшу из Рудни, Сашу из Дубровки и Лизу из Карташевичей я привезла на такси. Причем с Лизой вместе приехал ее дедушка. Манижа из Заозерья приехала на машине со своими папой, мамой, братом и двумя младшими сестричками. Никиту из Красного Двора привезла на машине мама вместе со старшей сестрой. Даша из Переволочья приехала на машине со своей мамой. Из этой же деревни тетя привезла на своем автомобиле Кирилла и Соню. Позже к ним присоединилась и их мама. Дедушка, бабушка и крестная привезли на машине из Заозерья Илью.
Я ознакомила всех с планом нашего доброго дня: посещение храма, поход к художникам, поздравление с 95‑летним юбилеем учительницы-пенсионерки Александры Васильевны Ефременковой, посещение памятника героям-минерам. А завершат день конкурс рисунков на асфальте и прогулка по селу и его живописным окрестностям. План был всеми принят. Конечно, я переживала, как все получится, ведь для некоторых это все было неожиданным. Я так и не сумела с тремя девочками связаться по телефону, потому для Саши, Лизы и Ксюши приезд к дому такси был полной неожиданностью. Дали им 10 минут на сборы. Пока мы съезжались со всех сторон в Микулино, в храме служба закончилась. Все уселись на скамейку возле церкви, а я вошла внутрь. Там уже не было посетителей. Служители тоже уже заканчивали свои дела. Робко я подошла к серьезному (очень уж, как мне показалось) отцу Василию и стала ему сбивчиво объяснять ситуацию, попросив в конце хотя бы просто обратиться к ребятам с какими-то словами напутствия перед началом учебного года. И как же я была приятно удивлена, когда батюшка Василий сказал, что уделит нам столько внимания, сколько нужно! Многое мы узнали от него о церкви Троицы Живоначальной. Построена она в 1825‑1850 годах как римско-католическая, ведь село Микулино очень древнее. На его месте до XV века был древнерусский город Микулин, который впервые упомянут в конце XIV века в «Списке русских городов» литовского государства. В XV веке был разрушен. В 1919 году село было передано из Могилевской в Смоленскую губернию. Много легенд хранит оно…
Далее наша многочисленная веселая компания направилась в гости к художникам, дачникам-москвичам. Надо сказать, что мой телефонный звонок застал Евгения Ревякова за мольбертом. Хотя и приезжает известный художник со своей женой Маргаритой Волковой, тоже художницей, в этот тихий уголок, чтобы поработать вдали от шумной Москвы, но многочисленные гости не дают покоя. А тут и я со своей компанией… Просила уделить нам хотя бы часик! Но Маргарита и Евгений оставили все свои дела и были готовы стать нашими навсегда! А ребятам, особенно младшим, было интересно все! Прежде всего, конечно, сами художники. Поначалу ребята смотрели на художников, как на инопланетян. Но так искренне и радостно встретили ребят, столько внимания им уделили! Показали все в доме и вокруг него, отвечали на все их вопросы, разрешали все трогать и всюду лезть. А потом Евгений вынес огромный самовар, рассказал о его устройстве. Дети насобирали шишек и потом сами подбрасывали в дымящуюся «печь», слушали, как закипает самовар. Вместе с Маргаритой дружно накрывали стол с самоваром, разливали ароматный чай, настоянный на душистых травках. Очень тепло и вкусно было! Пели песни, играли, шутили и даже показывали фокусы. Много времени заняло прощание с новыми друзьями ребят, так как прощаться никак не хотелось! Но нас же ждали великие дела! У нас же сегодня добрый день! «Как?! - искренне удивился Евгений. - Всего лишь один день в году?!» Даже я растерялась… «Нет, не только сегодня, но просто сегодня все вместе целый день будем заниматься добрыми делами», - стали наперебой объяснять дети и избавили меня от лишних слов. И мы отправились дальше. Как-то нас встретит Александра Васильевна?! Ребятам просто было интересно посмотреть на 95‑летнюю учительницу, а я беспокоилась, как она перенесет наш визит.
Сначала зашли ко мне на дачу. Учителя всегда, принимая класс, посещают своих учеников на дому. Вот и я у своих детей побывала дома, а им ведь тоже интересно посмотреть, как живет их учитель, ну хотя бы на даче. Едва я открыла дверь, вся веселая компания устремилась в дом, а когда вслед за ними вошли взрослые, все двенадцать детей уже забрались на русскую печку, затем дружно с нее спорхнули и вмиг обежали все уголки дома, снова на печку, с печки - на улицу… Когда наконец удовлетворили свое любопытство, стали дружно уговаривать родителей оставить их здесь на ночь. Успокоились лишь тогда, когда я заверила их, что сама сегодня здесь не остаюсь. Стали готовиться к поздравлению нашей юбилярши. Отрепетировали песни, подготовили необычный букет. Потом нам сказали, что все, кто его видел, оценили наш яркий, позитивный букет из подсолнухов в большом глиняном кувшине!
Александра Васильевна живет одна, и моя компания не ожидала увидеть такой симпатичный ухоженный домик. Вокруг все чисто прибрано, красивые грядки, цветы! Я постучалась, и вот слышим, хозяйка из дома выходит… Киваю детям, и дружный детский хор звучит на улице, по которой уже много лет не ходят ученики, а местная школа заросла деревьями! Я поздравляю Александру Васильевну, вручаю ей букет, а дети каждый дарит еще цветок со своим личным пожеланием (повторяться запрещено, так мы условились). У бывшей учительницы в руках большой букет пожеланий. Правда, с последним цветком вышла заминка, кажется, всего уже пожелали! Призываю на помощь взрослых, но Даша вдруг уверенно преподносит цветок юбилярше: «Любви же не пожелали!» И все аплодируют! Наша героиня, да и все взрослые растроганы… Дружно отказываемся от угощения, объясняя, что только что из-за стола. Всем радостно! Поем еще поздравительную песню. Прощаемся. Александра Васильевна вышла за калитку провожать нас и еще долго, пока мы не скрылись из виду, стояла на дороге и смотрела нам вслед… Может быть, она вспоминала, как по этой улице спешили когда-то в школу десятки детей, и она шагала на работу… По лицам моих ребят вижу, что им очень-очень приятно от того, что они подарили кому-то радость.
Далее наш путь лежал на асфальтированную площадку, где был запланирован конкурс на лучший рисунок. Работали все с воодушевлением. Еще бы! Ведь оценивать рисунки будут настоящие художники! Интересно было наблюдать со стороны, как ребята ползали по своим «полотнам», некоторые даже умудрялись рисовать лежа. Лизин дедушка не вытерпел и тоже взялся за мелки. Потом по лестнице все поднялись на мемориал. Вспомнили то, что уже знали о погибших героях, о памятном месте, единственном в России, где спят вечным сном 6 Героев Советского Союза. Ребят удивили знакомые фамилии погибших земляков. Решили, что обязательно расспросят родственников, не из их ли рода погибшие однофамильцы. Дедушка Лизы прочитал стихотворение собственного сочинения, посвященное этому святому месту.
Перед отъездом сходили на родник и с наслаждением пили вкусную воду. Прощаться не хотелось, несмотря на усталость. Я сопровождала детей из самых отдаленных деревень. Проезжая по центральной улице Дубровки, увидели первоклассницу из нашей школы, она радостно махала нам руками, и Саша вдруг сказала: «Сейчас отпрошусь у мамы, надо Насте обо всем рассказать». А сидящая рядом Ксюша проговорила: «Это самый лучший день в моей жизни!» Уже поздно вечером вернули ее, последнюю, домой, в Рудню. Я переступила порог своего дома усталая, но счастливая… А впереди еще были телефонные звонки: художники посетили нашу «выставку на асфальте» и дали подробнейшую оценку каждой детской работе, столько добрых слов сказали о каждом рисунке и каждом ребенке! Они не давали мне возможности вставить слова признательности за помощь и даже, наоборот, меня благодарили за эту встречу! «За радость», - как сказала Маргарита. Вот такой получился добрый день! Никакие заученные стихи и слова, самые лучшие сценарии не заменят детям радостного, живого общения, соприкосновения с людьми!
Позже мои дети подали идею: «А есть там еще какие-нибудь старенькие учителя?» - «Есть!» - «Давайте мы им сделаем сами открытки!»
Сделали! Три открытки для учительниц-пенсионерок из Микулина, с которыми дети вообще не знакомы. И три - для пенсионеров из деревни Переволочье. Первые ребята отправили по почте, причем ходили на почту без меня, а вторые вручили лично вместе с букетами и приглашением в школу на праздник! Возможно, у нас родилась новая традиция…