Педагогическая карьера Евгения Константиновича Лебедева началась довольно давно. 20 лет назад, всего через год после школьного выпускного, ему доверили вести секцию по спортивно-туристскому многоборью в родной сельской школе, расположенной в живописной станице Кужорской недалеко от Майкопа. Хотя Евгений был в тот момент ненамного старше своих подопечных, они его слушались. В том, что у Лебедева довольно рано проявились педагогические способности, нет ничего удивительного. Он вырос в учительской семье: мама Наталья Борисовна - учитель математики, заслуженный работник народного образования Адыгеи, папа Константин Ильич - физик и директор кужорской средней школы №12, почетный работник общего образования.
Авторитет учителя в Адыгее традиционно высок, однако нельзя сказать, что трудностей с выбором пути у Лебедева не было и что он сразу же осознанно пошел по стопам родителей. Поскольку точные науки давались легко, по окончании школы поступил в Адыгейский государственный университет, на факультет математики и компьютерных наук, не очень хорошо представляя, где будет работать впоследствии. Успешных студентов, к числу которых относился и Евгений, привлекали работать преподавателями в летних математических школах, которые организовывал декан факультета Дауд Казбекович Мамий. Этот опыт оказался для Лебедева значимым и в какой-то степени решающим.
- В летних матшколах я увидел людей, которые точно знают, что они делают, как идут к своей цели. Это и подтолкнуло к работе в школе, тем более что опыт преподавания к тому времени уже имелся, - говорит Евгений Константинович.
Правда, кроме как в летних школах и на практике в университете, математику Лебедеву вести не пришлось. Остро не хватало информатиков. Специальность оказалась востребованной, причем в самых разных ее проявлениях. Уже за год до получения диплома студенту предложили вести уроки в родной школе. Затем и в гимназии, и в лицее Майкопа Лебедев преподавал информатику, готовил ребят к олимпиадам и итоговой аттестации, в образовательном центре вел курсы сайтостроения, программирования, компьютерной графики и дизайна. Приходилось постоянно учиться, быть в курсе изменений в технологиях, следить за развитием языков программирования. Далеко не все готовы находиться в постоянном движении, неустанном совершенствовании. Но Лебедева в работе привлекало именно это.
- Информатика мне нравится именно тем, что в большей степени, чем другие предметы, помогает готовить людей, которые смогут обучаться и двигаться дальше. Тенденция современного мира не предполагает только лишь обучение в школе и вузе. Учиться современным детям предстоит всю жизнь. Это как раз то, от чего я получаю удовольствие в своей педагогической деятельности: постоянное обучение - у детей, у коллег. Тот же конкурс «Учитель года» дал мне колоссальный опыт. Смотришь на других, понимаешь, что и ты многое можешь, перенимаешь интересные идеи. И этот процесс не останавливается. Собственно, этому и надо обучать детей. Педагогический девиз, с которым я выступал на конкурсе: «Учить, чтобы не только знали, но и умели учиться». К сожалению, многие нынешние дети совершенно не умеют учиться. Но, если до них донести информацию, которая их заинтересует, они пойдут искать ее, добывать, а это и есть процесс обучения. Ведь сегодня можно работать не только на кого-то, а самому создавать свое рабочее место, разрабатывать различные стартапы, зарабатывать на реализации и коммерциализации самых смелых идей, - говорит Лебедев.
На своих уроках Евгений Константинович заставляет детей задуматься над тем, что и как происходит в современном мире, где именно приложено ИТ-усилие. Наглядно демонстрирует практическую значимость информационных технологий в современном мире, объясняет детям, что они являются потребителями, а не создателями этих самых технологий.
- Мы все ими пользуемся, но мало кому интересно, как они создаются, как правильно ими пользоваться, - говорит педагог.
Лебедев умеет заинтересовать детей. Рассматривая очередную тему, показать, где это в реальном мире применяется, как работает и почему необходимо. Умеет объяснить доходчиво, неформально и интересно. Как учителю ему даже удавалось выдерживать конкуренцию с гаджетами. Для многих педагогов это бич: дети периодически отвлекаются на них, переписываются, что серьезно снижает продуктивность урока. Школьники либо слышат то, что говорит учитель, либо воспринимают информацию с телефона. Лебедев старался так организовать урок, чтобы дети, используя свои гаджеты, делали на уроке то, что нужно, то есть учились.
- Сейчас есть множество цифровых технологий, которые можно периодически применять на уроке. Есть специальные ресурсы, которые позволяют проводить онлайн-тестирования. Сразу видна статистика: кто победил, какой процент испытывает затруднения. Если на уроке запланирована другая работа, не предполагающая совместного выхода в Интернет с обучающей целью, учитель вправе требовать, чтобы дети оставляли телефоны в специально отведенном месте. В моем кабинете, например, был ящик, куда дети складывали гаджеты перед началом урока. Никто не протестовал, поскольку свое требование я обосновывал, - рассказывает учитель.
Евгению Константиновичу довольно легко удается найти общий язык с детьми. В конкурсе «Учитель года» эта способность настоящего педагога обычно проявляется особенно ярко. Заранее подготовившему интересные вопросы Лебедеву несложно было мотивировать детей на ответы, это и дало ход уроку.
- На мой взгляд, первоочередная задача учителя - продумать структуру урока и построить его так, чтобы завладеть вниманием детей. Исходя из того, что они успели тебе рассказать, отвечая на вопросы, предложить им практическую работу в русле их интересов, организовать работу в группах. Если удастся подключить к этому цифровые технологии, урок пройдет еще лучше, еще динамичнее. Но важно на любом этапе внимательно наблюдать за каждым ребенком, чтобы не пропустить малейшего непонимания. И еще, на мой взгляд, не нужно бояться чаще поощрять учеников. Добрые слова всегда приводят к результату. Понятно, что все ученики разные, с разным уровнем подготовки. Одному пятерку легко получить, другие же и тройку добывают с трудом. Для последних слова поддержки: «Молодец! Давай, вперед!» очень важны. Для отличников оценка не всегда имеет ценность: сделал и сделал. Но и их нельзя выпускать из внимания. Сегодня получил «пять», а завтра расслабился - и «два». Надо успевать пообщаться и с теми, и с другими. Это точечная работа с каждым ребенком, - считает Евгений Константинович.
К слову, именно так работают спортивные тренеры. Индивидуально, с каждым. Зная способности и возможности (конечно же, совершенно разные) своих подопечных, от каждого из них добиваются максимально возможного. Тренерская закваска моего героя чувствуется и в том, как он работал со школьниками. Нужно отметить, что Евгений Константинович отдает должное своему спортивному опыту и не без гордости рассказывает о том, что сегодня в его родной школе кружок спортивного туристского многоборья ведет один из его первых учеников.
Поговорили мы с Евгением Константиновичем и о том, какова роль мужчины в современной системе образования. Тот, кто внимательно следит за конкурсом «Учитель года», наверняка заметил, что с каждым годом доля мужчин-участников увеличивается, и это не может не радовать.
- На мой взгляд, мужчина-педагог - необходимость в современной школе. Мужское слово играет немаловажную роль. Для мальчика, подростка, юноши оно может быть ключевым или, по крайней мере, значимым в жизни. Во всяком случае так было у меня и у многих моих учеников.
Но, конечно, школе нужны не карьеристы, а настоящие, от Бога педагоги, внимательные, чуткие, мудрые, неравнодушные к проблемам детей и их интеллектуальному и нравственному развитию. Лебедев относится именно к таким.
Он, кстати, несколько раз делал попытки уйти из школы: уходил в мае и возвращался в сентябре. Предложений работать вне образования было немало, но, поработав немного, понимал, что его место в школе. И сегодняшняя его работа напрямую связана с образованием.
Поговорили мы с Евгением Константиновичем о конкурсе.
- Какие открытия вы сделали для себя во время подготовки к конкурсу и в момент самих состязаний?
- Глобальных открытий не было, скорее подтвердились догадки. На самом деле было крайне приятно осознать, что единомышленников много и я не один такой «шумоголовый» в хорошем смысле. «Учитель года» дал мне колоссальный опыт. Смотришь на других и понимаешь, что и ты многое можешь, перенимаешь интересные идеи.
А еще, на мой взгляд, важно учить подростков преодолевать трудности. Не всякая задача поддается решению с первого раза. Кстати, Лебедев тоже не сразу стал победителем. В 2005 году он вошел в число призеров муниципального этапа. Можно было бы на этом остановиться и успокоиться. Но в какой-то момент мой герой почувствовал, что должен сделать новый рывок. Смена работы, переходы из школы в школу давали ему понимание того, куда двигаться дальше. Вернувшись в Адыгейскую республиканскую гимназию, решил снова поучаствовать в конкурсе и выиграл.
- Что было труднее всего? - этот вопрос часто задают победителям.
- Самым сложным этапом на региональном этапе для меня была визитка, надо было учить слова в стихотворной форме, а я больше люблю импровизировать. И еще написание эссе. Как учитель информатики я редко держу в руках шариковую ручку. А порассуждать было интересно, тема была общая для всех: «Учитель - профессия дальнего действия». Как информатик я рассуждал о том, что в век цифровых технологий учитель может учить детей, не выходя из дома. Но горящих детских глаз будет все равно не хватать. Дистанционные технологии давно и успешно работают, но нужно и живое общение. Сейчас активно развивается робототехника, но вряд ли роботы смогут обучать людей. Да, есть последовательно запрограммированные действия. Один из моментов, который я объясняю детям: ни в одну игру выиграть нельзя. Ребята удивляются: «Как, ведь я сто раз проходил уровни?!» Но куда ты приходил? В одно место, которое создано программистом этой игры. Технологии есть умные и удобные. Но компьютера, который будет объяснять ребенку, как сделать что-то, нет. Здесь важен человек.
После победы на региональном этапе журналисты попросили Лебедева дать совет тем, кто стоит перед выбором, идти работать в школу или не стоит.
- Тут возникают вопросы: «Кто, если не я?» и «Почему я?». Если человек готов общаться с детьми и добиваться результатов, пытаться с ними по-доброму конфликтовать, чтобы вывести их на какой-то новый уровень, то в школу ему нужно идти. Если нет, не стоит тратить время и силы.
- Как узнать, учитель ты или нет?
- Я уверен, многие учителя могли бы успешно заниматься чем-то другим, в том числе бизнесом. Креатива, трудолюбия и знаний большинству хватило бы… Но, считаю, в другой деятельности настоящим учителям не хватало бы общения с детьми. У меня, например, был опыт работы в программировании, создании web-сайтов. То, что я создавал тогда, работает, но нет обратной связи. Для меня же важна ответная реакция. Дети, их восприятие, твое взаимодействие с ними - все это играет большую роль. В школе нет рутины и однообразия: каждый год что-то новое в работе, дети новые приходят. Учителю некогда скучать. Если ценишь не покой, а постоянное движение, школа - это то, что нужно.
- На своем новом месте вам, наверное, тоже некогда скучать?
- Это правда. Работы всегда предостаточно. Кроме основной работы участвую в реализации регионального проекта «Учитель будущего», являющегося частью национального проекта «Образование». В рамках регионального проекта созданы два центра, направленные на организацию непрерывного повышения мастерства, квалификации педагогов, и много еще чего интересного…

Майкоп