Чудо для всех - ведь участники экспедиции умудряются каждый год в июле (а также в новогодние каникулы во время зимней школы) воспроизводить на короткие две недели конкурсную атмосферу, где есть место серьезным испытаниям и дружескому общению, открытиям и революционным изменениям в сознании. Чудо для детей - ведь педагоги привозят с собой своих учеников, и те вдруг понимают, как интересно учиться, и совсем не скучно заниматься летом, наоборот, здорово, что есть возможность посвятить уроку не 45 минут, а целых 2‑3 часа, причем не столько теории того или иного предмета, сколько самой увлекательной практике. Чудо для меня лично - ведь моя фамилия в списке под заглавием «Педагогический состав», а моя мастерская проходит на тех же условиях, что и мастерские опытных, заслуженных учителей. Конечно, я прекрасно понимаю разницу и не претендую на истинное равенство! Но очень благодарна за это чувство учительского братства, которое поднимает меня надо мной же, позволяет научиться новому, глубже разобраться в учительской профессии и посмотреть на детей глазами педагога.
Большой вклад в создание атмосферы экспедиции делает госпожа Природа. Недаром экспедиция экологическая… Природа каждый год устраивает экзамен, а мы его ждем и именно его потом вспоминаем с восторгом, вот какой парадокс! То сухие выжженные степи, то холодные дни и ледяные ночи, то комары да мошки, то непрерывные дожди - как было на этот раз в Пермском крае. Первые дни ливень практически не прекращался, затих только на время церемонии открытия, чтобы после небольшой передышки снова застучать по мокрым палаткам. Принимающая сторона - Министерство образования и науки Пермского края - стала волноваться и предложила поменять место дислокации. Однако мы понимали - только в этих условиях экспедиция возможна. И все мы будем живы и здоровы. К тому же турбаза «Кама» стала нам… почти родной, мы ее и гравием засыпали своими руками, и под мастерские приспособили, а дождь в общем-то и замечать перестали в конечном итоге… Спасибо министру образования и науки Пермского края Раисе Алексеевне Кассиной, которая поняла наши чувства, директору Пермского краевого центра «Муравейник» Дмитрию Викторовичу Кольмаю, который сделал все, чтобы обеспечить для нас безопасное размещение согласно букве закона. Мы никуда не переехали, мы остались на турбазе «Кама». Пожелание министра: «Удачи и хорошей погоды!» сбылось, во второй половине экспы дожди проливались реже, стали кратковременными. Почти на полном серьезе кажется, что Раиса Алексеевна с погодой договорилась, ведь она из нашего пеликаньего братства, да еще и естественник - участвовала в самом первом «Учителе года»-1990 как преподаватель биологии. А учителя года могут все!
Теперь немного о другом. Оценки в экспедиции не ставят ни ученикам, ни учителям. Но есть принцип взаимооценки. После каждой мастерской внутри учебной группы ребята вручают друг другу свои шариковые ручки - за гениальные идеи, активность, вовремя данный совет, подставленное плечо. В процессе подготовки к итоговой конференции в какой-то степени оцениваются темы мастерских, с которыми педагоги приезжают в экспедицию. Так как учитель выступает перед несколькими группами, ему надо каким-то образом выбрать детей, которые покажут в финале, чему научились у него. Этот выбор ребята делают сами. Они записывают на листочках названия трех мастерских, к которым хотели бы вернуться, причем ранжируют в порядке значимости для себя. После сложнейшего процесса распределения учеников в этом году больше всего детей собрали физик Алина Медведева и учитель-логопед Наталия Лучинина из Горнозаводска Пермского края. Их мастерская называлась «Биомеханика тела». Это не значит, что другие мастерские были хуже, скучнее, вовсе нет! Но, видимо, именно эта тема «зацепила» большинство. «Чем?» - задалась я вопросом, когда своими ушами услышала, как ребята друг перед другом рекламируют «Биомеханику». Возможно, тут зарыт секрет мотивации и тайны нового поколения.
К сожалению, на занятии побывать не успела. Но взяла комментарий у Алины Сергеевны Медведевой. И вот что она рассказала: «Я инженер, работающий учителем. Моя коллега Наталия Игоревна Лучинина предложила сделать совместную мастерскую. Я сказала, что ничего не понимаю в биологии, а она призналась, что ничего не смыслит в технике.
В итоге у нас получилась мастерская, которая проходила в форме сократовской беседы. Я выдвинула гипотезу, что человек - самовоспроизводящаяся машина. Мы должны были это доказать или опровергнуть. С точки зрения медицины человека «разбирала» Наталия Игоревна. Она показала, что человек - система. Я переложила биологическую систему на аналоговую механическую на примере автомобиля. Мы доказали, что человек - система с точки зрения биологии и машина с точки зрения физики. Давайте управлять нашей системой! Мы работали с центром тяжести - на поляне друг друга носили, роняли. Говорили о дзюдо и альпинизме…
Когда разобрались, что человеком можно управлять, поставили вопрос: а возможен ли симбиоз между человеком и машиной? Раскрыли термин «киборг». Детям очень понравилось, что киборги - это уже не образ из научной фантастики, они среди нас.
Возникает противоречие. Ведь человек все-таки не машина. У него есть свобода выбора, чувства, эмоции, абстрактное мышление. Затронули тему искусственного интеллекта и морали. Машину невозможно запрограммировать на гуманность, заложить в нее моральные качества. Дети согласились, что сейчас нет механизмов, которые способны решить эту проблему. Сравнили искусственный интеллект и человеческий. Есть разница и есть схожие моменты.
В итоге мы частично подтвердили гипотезу, высказанную вначале, частично опровергли. Ребята согласились с тем, что человек не машина. Человек - не только тело, но и сознание. Сознание пока не разгадано до конца. Если разгадаем загадки сознания, сможем создавать более мощные машины, способные принимать сложные решения. Пока там, где требуется принимать эти решения, стоит человек. Цели занятия - показать новые точки, новые мысли, заглянуть в будущее. И еще я хотела сказать, что машина не враг. Она порождение человека, его помощник.
Интересный момент. Когда заканчивалось занятие, дети сидели и молчали. Думали. Благодарили и уходили. А потом возвращались и начинали задавать вопросы».
И еще о моих личных радостях. Конечно, мне как профсоюзному журналисту очень приятно, что Межрегиональную экологическую экспедицию школьников России поддерживает организационно и материально профсоюз, что на открытие нашей летней школы, несмотря на все погодные катаклизмы, приехали председатель Пермской краевой организации Зоя Ивановна Галайда и главный специалист по информационной работе, молодежный лидер Наталья Монзина. Это и правда бесценно!
А в один из экспедиционных дней наряду с традиционными мероприятиями мне удалось воплотить новую идею - провести с помощью коллег и в первую очередь директора нашей экспы Владимира Головнера пресс-конференцию. О чем говорили спикеры - интересные личности, делающие сегодня «погоду» в экспедиции, о чем спрашивали их ребята, мы еще обязательно расскажем на страницах «МП».