Недавно педагоги учебного корпуса «Изумрудный город» провели серию семинаров для родителей воспитанников всех дошкольных отделений нашего образовательного комплекса на тему «Игрушка для ребенка - серьезный выбор».
- Многие думают, что бычка, идущего по досочке, придумала Агния Барто, - рассказывает воспитатель Лариса Круглова. - А это ведь не так. Поэтесса лишь описала игрушку из собственного детства. Бычку не сосчитать сколько лет… Наши дети, кстати, бычков очень любят. За то, что они такие милые. За то, что ходят сами, безо всякого моторчика. Чем деревянная игрушка лучше современной пластмассовой? Многим. Она простая, яркая, приятная на ощупь. Психологи, кстати, доказали, что простые по форме, не перегруженные деталями игрушки лучше воспринимаются сознанием ребенка. Кроме того, все они динамические. Так или иначе ребенок, играя, запускает процесс их движения. Он отправляет в путь бычка, или раскачивает грузик, или тянет попеременно за два разных шнура, или помогает акробату взобраться наверх… Все эти действия развивают у малыша чувство ритма, слуха, способность контролировать движение, тренируют мелкую моторику. И, конечно, дети подражают движению. Это первое, что делает маленький ребенок, когда берет в руки такую игрушку.
Игрушки для семинаров были собраны в отдельную экспозицию. Разнообразие экспонатов поражало даже воображение взрослых. Катящиеся, крутящиеся, качающиеся, шагающие, лазающие, кувыркающиеся игрушки… Знаменитые «кузнецы», «клюющие курочки», белки, птицы, дельфины, клоуны-верхолазы, акробаты… И все узнаваемы.
Родители, конечно, первым делом отправлялись на поиски бычка Агнии Барто.
- Бычка я никогда в жизни не видела. Только на картинке, - поделилась впечатлением Анастасия Вавилова, мама воспитанника дошкольной группы «Волшебная страна» Глеба Кирикова. - Нашла его на выставке. Вот он какой! Запустила по дощечке. И пошел. И упал. Все как полагается. Обязательно куплю сыну. Мы в семье любим деревянную игрушку, но я даже не представляла себе, какие удивительные существуют экземпляры.
- Народная игрушка - это всегда сюжет, это повод для разговора с ребенком, - говорит старший воспитатель «Изумрудного города» Татьяна Мамзелькина. - В занятиях с детьми она позволяет подключить богатый фольклорный и литературный материал. Пестушки, потешки, стихи, песенки, сказки оживляют игрушку, наделяют ее чувствами, душой. Это активно воздействует на развитие детской речи детей, обогащает эмоциональную сферу. Поэтому динамическая игрушка часто становится главным элементом наших занятий с детьми.
Однако наши педагоги не ограничились лишь системой развивающих занятий. Они разработали для старших дошкольников программу «Занимательная физика, или Что прячется в детской иг­рушке?».
- Мы заметили, что во время игр с детьми нам все время приходится отвечать на вопросы, почему мишка карабкается вверх, если тянешь веревочку вниз, почему юла крутится, почему Петрушка из конуса выпрыгивает, - объяснила воспитатель Татьяна Мищенкова. - Мы поняли, что нужно на примере игрушек знакомить воспитанников старших и подготовительных групп с физическими законами. Если объяснять все простым языком и демонстрировать физическое явление на практике, получаются невероятно увлекательные занятия. Мы это видим по реакции детей. Ведь движение деревянных игрушек основано на законах физики: силе притяжения, преобразовании одного вида движения в другой, законе сохранения энергии. И дети с легкостью усваивают материал. Они теперь могут своими словами объяснить, почему свистит свисток, почему возвращается в исходное положение неваляшка, почему бычок спускается по досочке… И, кстати, почему он в конце дощечки всегда падает.
Воспитатели Татьяна Мищенкова и Ольга Авдеева провели на семинарах для родителей мастер-классы по занимательной физике, в которых приняли участие дети из старшей группы. Сами родители тоже не остались в стороне.
- Мне очень понравилась идея наших педагогов объяснять физические законы на примере подвижных игрушек, - сказала Мария Назаренко, мама воспитанницы дошкольной группы «Изумрудный город» Вари Назаренко. - Ведь для ребенка в игрушке - весь мир. Она будит любопытство, желание познавать. И еще очень важный момент. У России великое прошлое. Мы должны сохранить все хорошее, что в нем было, и принести в наше будущее.
Конечно, у родителей сразу возник вопрос, где же приобретать такие игрушки. На него ответила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Галина Неровнова:
- Конечно, такую коллекцию, как в нашей школе, сразу не соберешь. Педагоги создавали ее в течение долгого времени, многое привозили из других городов. Но все не так уж и сложно. И в наше время есть мастера, которые сохраняют и развивают традиции изготовления подвижной деревянной игрушки, разрабатывают новые модели. Это по-прежнему умельцы из Богородского и Сергиева Посада. Работает сейчас на рынке и несколько небольших компаний-производителей. Сотрудничая с ними, мы смогли обеспечить подвижными игрушками несколько наших дошкольных отделений.
В «Изумрудном городе» постоянно работает музей русской народной игрушки, в котором собраны и популярные, и редкие экземпляры. Педагоги всех учебных корпусов нашего образовательного комплекса пользуются этим собранием для проведения своих занятий. В любое время экспозицию могут осмотреть и родители учащихся.
- Опыт 904‑й школы в развитии темы русских народных традиций очень интересен, - считает сотрудник Городского методического центра Наталья Аниканова. - В прошлом учебном году на базе этого образовательного комплекса наш центр провел шесть семинаров по русским народным играм для педагогов столицы. Один из них был посвящен динамической народной игрушке. Эти встречи пользовались у коллег большой популярностью. Казалось бы, это странно в наш век, когда все увлечены робототехникой. Но я не вижу здесь противоречия. Думаю, напротив, все как раз логично. Мы сохраняем опыт наших предков, но и развиваемся дальше. Сегодня ребенок открывает тайну движения деревянной игрушки на планке, а завтра сможет догадаться, почему не двигается его робот.

Екатерина ЮДУШКИНА,
школа №904