Для учеников моего класса дополнительной возможностью развить навыки командной работы стали два масштабных столичных проекта. Первый из них - Московский городской турнир по интеллектуальным играм среди школьников «Кубок Воробьевых гор», в котором мы участвовали уже трижды, а в прошлом году даже оказались в числе победителей.
Казалось бы - ну кто захочет тратить вне­урочное время на какие-то там интеллектуальные игры? Ан нет, желающие сразиться «на интеллектах» всегда находились, даже в больших, чем нужно, количествах. Их не смущали ни долгая дорога, ни необходимость расстаться на несколько часов с ненаглядным смартфоном (играют во время турниров честно, не заглядывая в Википедию). Вне зависимости от того, как много времени ребята общаются друг с другом в стенах школы, там, в здании бывшего Московского городского дома пионеров и октябрят, они становятся сплоченной командой - один за всех, все за одного!
Этому же «мушкетерскому» принципу нашлось применение и в рамках олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы», к которой мы подключились в нынешнем учебном году (и даже немного жалеем, что не сделали этого раньше: проект, организованный Департаментом образования и науки совместно с Департаментом культуры города Москвы, идет уже шестой год). Не щадя суббот, наша команда «штурмовала» те самые музеи, парки и усадьбы, чтобы заполнить ответами специальные бланки. Кстати, максимальной скорости в заполнении бланков семиклассники добивались, делясь на две подгруппы, причем делали это не по подсказке кого-то из взрослых, а додумались самостоятельно.
Да, случается, ребята спорят по тому или иному вопросу. Но в то же время они научились грамотно вести диспуты, используя ранее накопленный опыт участия в проектах - и это, пожалуй, будет даже поважнее завоеванных ими дипломов победителей. Школьники уже знают, что общий результат может зависеть от вклада каждого и, наоборот, индивидуальные успехи могут зависеть от поддержки тех, кто рядом с тобой.

Лариса ЛУКИНА,
классный руководитель 7‑го «В» класса школы №2001