Морской центр расположен на берегу Химкинского водохранилища с выходом в акваторию Москвы-реки. Он имеет собственную флотилию: от маленьких плавсредств - катеров, шлюпок, ялов - до кораблей. Все это находится в распоряжении московского школьника.
- В системе московского образования МГДМЦ имени Петра Великого - это действительно уникальное учреждение, которое открывает перед нашими детьми потрясающие возможности и которое, конечно, необходимо развивать, а его ресурсы использовать по максимуму. Центр оснащен всей необходимой техникой. Есть даже морской симулятор, на котором ребенок может проложить курс и почувствовать себя капитаном при шторме в 9 баллов. Мы бы хотели вдохнуть в центр новую жизнь, привлечь к его работе больше внимания, сделать на его базе нечто вроде тематического семейного клуба. Здесь работает профессиональный педагогический состав, разработаны уникальные обучающие программы как для будущих речников, так и для тех, кто интересуется морским делом, - поясняет директор ЦПВШС Ольга Ярославская.
С сентября по апрель занятия проходят в учебных кабинетах центра, оборудованных современными корабельными приборами и механизмами, тренажерами, действующими макетами. Самые младшие ученики знакомятся с устройством шлюпки и современного корабля, учатся вязать морские узлы, осуществлять связь с помощью азбуки Морзе, стрелять из пневматического оружия. Ребята постарше занимаются по одной из выбранных специальностей: судо- или авиа­моделирование, судовождение, судомеханика, электрооборудование корабля, радиосвязь.
Весной начинается учебно-производственная практика. Младшие школьники ремонтируют и красят шлюпки, приводят в порядок их парусное снаряжение. Старшие ребята в это время готовят к плаванию суда: снимают двигатели с зимней консервации, ремонтируют помещения, красят корпуса, готовят корабельные устройства, электрооборудование, радио- и электронавигационную аппаратуру. Годовой курс обучения заканчивается шлюпочным походом по Клязьминскому водохранилищу. Ребята занимаются греблей и ходят под парусом на морских ялах, участвуют в состязаниях по морскому многоборью.
- Шлюпочные походы для ребят, которые учатся в морском центре имени Петра Великого, - это возможность практики. Целый год дети осваивают теорию, чтобы летом пройти по маршрутам Клязьминского водохранилища. Еще более серьезное испытание - плавательная практика на учебно-парусных судах «Крузенштерн» и «Седов». Как раз сейчас ребята находятся в море в качестве юнг. Отбор серьезный - всего по 5 человек на парусниках и по 14 на шлюпках, - рассказывает контр-адмирал, руководитель центра Петра Великого Владимир Фетисов.
Программы центра бесплатны для школьников, они существуют много лет и хорошо зарекомендовали себя, их по-прежнему будут преподавать в центре - в них основа морской науки. Однако работа МГДМЦ имени Петра Великого будет дополнена новыми возможностями, которые сделают жизнь ребят в центре более насыщенной.
Первое новшество - формирование любительской команды Департамента образования и науки города Москвы по парусному спорту. Это придаст новый смысл обучению: участие в спортивных соревнованиях - хорошая мотивация для учеников центра.
- Детский морской центр вообще может стать точкой сбора всех морских клубов и секций города - базой для совместного обучения и освоения морской науки, - считает заместитель директора ЦПВШС Иван Затолокин.
Эту идею поддерживают Совет массового парусного спорта, яхт-клубы, детские морские клубы и секции города.
В проекте развития центра - большой образовательный блок: семинары, лекции, круглые столы по обмену опытом, открытые микрофоны с интересными людьми, мастер-классы, сбор информации и даже организация Музея морского спорта. Практический блок предполагает традиционное моделирование и запуск судов, туристические походы учеников с инструктором, подготовку и проведение соревнований, тимбилдинги.
Для центра будут возведены новые объекты - физкультурно-оздоровительный комплекс и верфь. ФОК позволит ребятам сохранять нужную для морских походов физическую форму, а на верфи опытные кораблестроители помогут им освоить навыки работы с инструментом, с деревом и специальными материалами для строительства яла или шлюпки. Зимой на верфи будут храниться уже построенные лодки, перед летним сезоном их можно привести в порядок: провести косметический ремонт корпусов и рангоута, сделать новые весла взамен износившихся и сломанных. Летом участники строительства на лодках, изготовленных своими руками, будут практиковаться в гребле и хождении под парусом.
К ребятам смогут присоединиться их родители и создать семейные команды для занятий парусным спортом. До сих пор такой возможности не было. Семейный клуб, который появится на базе морского центра, предоставит возможности для обучения и хождения под парусом с инструктором (дети и взрослые), участия в мастер-классах и других досуговых мероприятиях центра.
У морского детского центра Петра Великого - давняя история и тысячи воспитанников. Не сохранилось точной статистики, сколько из них стали моряками или инженерами транспорта, а сколько открыли собственные яхт-клубы. Таких, выбравших морское дело как профессию, на памяти преподавателей центра - сотни и сотни. А у тех, кто пошел другим путем, остались навыки мореплавания, любовь к парусу и вкус к парусным гонкам, который они хотели бы снова почувствовать уже вместе со своими детьми.


Моряк должен разбираться в географии

Константин ВОЛКОВ, международный обозреватель «Российской газеты»
- В Московский клуб юных моряков я ходил в 1987-1988 годах. Запись туда была летом, а занятия начинались с сентября, как в школе.
На первом собрании нам велели купить морскую форму, она продавалась в магазинах военторга. Самая большая проблема оказалась с тельняшками, они были в жутком дефиците почему-то. До сих пор, когда вижу тельняшку в магазине, первый порыв - купить. Тридцать лет прошло, а до сих пор это сидит в подсознании. А тогда в КЮМ пошли на хитрость - порезали чьи-то старые тельняшки и раздали каждому по куску 10х10 сантиметров, его надо было пришить к робе с внутренней стороны.
Тогда у меня появились шерстяная роба, гюйс и черная фуражка с кокардой - лавровый венок, якорь, звезда. Матросских брюк тоже было не достать, поэтому каждый ходил в своих, главное - чтобы черные. Ну и черные ботинки, конечно.
Гюйс из синего от постоянной стирки и глажки быстро выцвел, стал как просоленный. Его надо было не забывать гладить. «Что у тебя гюйс как жеваный?!» - самый частый упрек от добрейшего дяди Вани, приземистого и крепкого, он всю жизнь прослужил на подводной лодке боцманом.
Первую зиму мы изучали теорию в небольшой классной комнате на берегу водохранилища, где у пристани стояли два или три списанных из ВМФ СССР небольших корабля, один, кажется, минный тральщик и два пограничных катера, но могу ошибаться.
В классе висели плакаты с морскими узлами, семафорной азбукой, навигационными огнями - красный слева, зеленый справа, топовый белый на мачте. Всю зиму мы учили, как махать красными флажками, передавая сообщения (хороший сигнальщик передает до 80 знаков в минуту). Даже выступали с этим умением на городских праздниках, желали хорошего плавания городу Москве. Выходило красиво, но, как оказалось, бесперспективно: с 2011 года семафорную азбуку (флажное сигналопроизводство) упразднили. Тогда, в конце 80‑х, нам, впрочем, казалось, что это необходимейший навык в жизни.
Помню, вице-адмирал Курдюмов, один из директоров клуба, высокий, подтянутый, проверял наши знания. Мне досталось слово «Аддис-Абеба». Я прочел и переспросил:
- Аддис-Абеба, так?
- Да, - ответил адмирал. - Кстати, ты знаешь, что это такое?
- Город в Аравии, кажется? - я был не уверен в своих познаниях.
Курдюмов вздохнул только:
- Моряк должен разбираться в географии. - Он же, помню, спросил как-то, что мне кажется самым сложным во флотской службе.
- Меня укачивает, - честно ответил я.
- Бывает. Я заставлял таких работать в полную силу, обычно помогало, - кивнул он.
Прогулочный теплоход, построенный на Сормовском заводе в 1937 году, в те годы стоял у причала - на уровне ватерлинии у него образовалась пробоина, но почему-то починка затягивалась. То ли не было средств, то ли еще по какой-то причине. Поэтому команды курсантов регулярно отправлялись туда откачивать воду из трюма.
Недавно я достал из кладовки кимовскую робу - как новая. Только позолоченные пуговицы с якорями, которые были как звезды над Баб-эль-Мандебским проливом, теперь потускнели.


Путешествие на «Седове»

Роман РОМАНОВ, воспитанник центра Петра Великого:
- Моя мечта сходить в море на паруснике появилась благодаря рассказам педагогов центра имени Петра Великого. И она исполнилась - я стал одним из воспитанников центра, кому выпала возможность сходить на учебно-плавательном судне «Седов».
Нашими руководителями во время похода стали педагоги Константин Алексеевич Химич и Илья Васильевич Власин.
Я готовился с осознанием важности этого настоящего мужского дела. Основную теорию по парусным судам, основные элементы конструкций судна, обязанности членов экипажа нам рассказывал педагог Сергей Николаевич Тонкий. Еще больше мы узнали от преподавателей МГАВТА: основы противопожарной безопасности, основные мировые морские конвенции, кодексы по охране судов и портовых средств, а также оказание первой помощи.
Первая практика прошла в бассейне, куда мы погружались в гидротермокостюме, так как каждый член экипажа им оснащен и обязан применить его в случае необходимости.
Все мы сдали зачеты по этим темам и получили удостоверение личности моряка. Самым важным была медицинская комиссия, так как руководитель должен знать, что в поход идут здоровые и устойчивые к волнениям в море юнги.
Наш поход начался с прилета в Калининград, где матросы из калининградских морских училищ познакомили нас с самим судном. Показали наши кубрики, камбуз и ознакомили с распорядком дня. С первых минут мы стали втягиваться в работу. Привели судно в порядок, ведь утром предстояло выйти в море. На следующий день мы торжественно отбыли из города и начались суровые морские будни.
Каждый день проводилась утренняя физическая зарядка, мы начищали рынду и медные части «Седова», драили палубу, ходили в наряды. Больше всего мне запомнился мой день рождения, который я встретил в кругу друзей в открытом море. Наши руководители практики подарили мне книгу о героях нашей страны.
Нам объяснили, что только лучшие матросы пойдут в следующее увольнение в портовый город, и нам приходилось доказывать, что мы и есть лучшие. Мы очень старались, и нас наградили выходом в порт Киль, который находится в Германии. Вместе с нашими руководителями мы посетили достопримечательности и прочитали историю этого города. Нам очень понравился Киль, люди были доброжелательны и с удовольствием говорили с нами на английском. По телевизору все выглядит по-другому, а когда сам все это видишь, то складывается твоя собственная картина мира.
Еще мне запомнилась моя ночная вахта на руле. Каждая вахта стоит по 2 смены по 4 часа, наша смена стояла с 4 до 8 утра и с 16 до 20 вечера. Я освоил морской компас и смог правильно определять градус нахождения судна. Некоторые мои товарищи попали в наряд по камбузу, и была сложная задача накормить вкусно и сытно весь экипаж судна, и им это удалось.
Но самое увлекательное и довольно ответственное дело - это покорение мачты. Нам объяснили технику безопасности при работе и выдали страховочное снаряжение. Это очень красивое зрелище - морской пейзаж с высоты мачты.
Самое тяжелое занятие - это травля канатов для постановки парусов, которая называется «парусный аврал». Ранее я слышал о парусах только от преподавателей и мечтал когда-нибудь попробовать это все самому. Когда получилось сделать все необходимое на практике, я ощутил самый настоящий восторг. За время плавания приобрел необходимые навыки при работе с парусами, выучил их названия.
Часто по ночам был шторм, и, когда все спали, вода била в окна, судно трясло, но все относились к этому спокойно. За день до остановки в порту Вильгельмсхафена с нами провели тренировку по оставлению судна. Мы быстро взяли свои гидротермокостюмы и спасательные круги и выбежали на палубу, где на время надевали на себя средства спасения. В целом все уложились в норматив.
Вильгельмсхафен нам тоже очень понравился - красивый европейский город с удивительной атмосферой. Когда мы вернулись на «Седов», старшины мачт провели с нами занятие по морским терминам, которые каждый настоящий моряк должен знать.
Закончилась наша практика прощанием с капитаном и руководством «Седова», они пожелали нам успехов и удачи в дальнейшей учебе в морских образовательных учреждениях.
За время практики вся наша команда показала, что нам под силу трудности морской службы, и я очень благодарен нашим наставникам и руководителям практики, которые нас готовили к этому настоящему мужскому делу. Ведь не каждому дано выдержать испытания, которые готовит нам море. Я твердо решил связать свою жизнь с водой и поступать в Институт береговой охраны.


В парусную школу дети хотят ходить во все времена

Максим ПИНИГИН, глава Ассоциации яхтсменов по развитию водного туризма, парусного спорта и судостроения, руководитель клуба «Сила ветра»:
- Яхтинг - это новый способ путешествовать и открывать для себя мир с новой стороны, а еще это парусный спорт, которым могут заниматься все люди, вне зависимости от пола или возраста. Есть случай, когда человек начал заниматься в 50 лет, а в 74 выиграл чемпионат России.
В Москве яхтингом занимаются несколько десятков тысяч человек, но интерес - гораздо выше, и при определенных условиях заниматься могли бы сотни тысяч. Парусный спорт был популярен в СССР, потом было небольшое затишье, и сейчас яхтинг становится модным и доступным.
Специалисты отмечают, что парусным спортом начинают заниматься все больше детей. Парус - это уникальный вид активности, потому что приобретенные навыки можно использовать и наслаждаться ими всю жизнь. Парус бросает вызов уму и телу, позволяет детям различными сильными сторонами и навыками найти свою нишу. Ребята могут научиться ходить на больших и маленьких лодках, в одиночку или с другом. Для кого-то яхтинг будет спортом, а для кого-то - отдыхом и активным досугом. Наверное, самое главное, что, записав ребенка в парусную школу, родителям не придется заставлять будущих яхтсменов посещать занятия, они будут бегать туда сами и с удовольствием. И так было во все времена. Ведь это одно из немногих мест, где можно поймать настоящее ощущение свободы. Сегодня в столице и вокруг нее есть множество хороших парусных клубов, но семейного клуба, где дети занимаются бесплатно, еще не было. Это новая возможность для московских семей.
Нам кажется, что парусная культура делает нас терпеливее, добрее, умнее и общительнее. Потому что на яхте нужно уметь найти общий язык с командой, работать слаженно. Кроме того, яхта требует хорошей физической формы. А еще вас точно можно будет узнать по ровному загару уже в мае. Мы в «Силе ветра» всерьез считаем, что парус подходит всем и делает нас немного лучше. Присоединяйтесь!
Программы центра

«Основы морского дела»
1. Изучение устройства надводного корабля.
2. Изучение флажного семафора и световой связи.
3. Изучение истории флота.
4. Умение управлять шлюпкой на веслах;
5. Навык вязать морские узлы.
Основной целью обучения является профессиональное ориентирование обучающихся, привитие им интереса к морю и флотской службе, воспитание ребят на героических традициях отечественного флота, высоких нравственных и волевых качеств, приобщение к дисциплине и порядку.

«Судомоделирование»
1. Изучение истории развития судостроения.
2. Изучение основ устройства судов и кораблей.
3. Изучение правил постройки моделей.
4. Изготовление макетов кораблей, судов и радиоуправляемых моделей.
Основной целью обучения является развитие творческих способностей учащихся в области судомоделизма; содействие формированию у них гражданско-патриотических качеств личности.
«Юный моряк» (для детей младшего школьного возраста) является вводным (подготовительным) курсом для подготовки к изучению программы «Основы морского дела».
1. Расширение кругозора в области географии, истории, животного мира.
2. Ознакомление с разнообразием морских профессий.
3. Воспитание дисциплины и коллективизма.
Основная идея в ее нацеленности на изучение морского дела, морской практики, воспитании на традициях флота и героических подвигах русских моряков.