Занятия со школьниками 8‑10‑х классов проводил специалист в области социальной работы с профильным высшим образованием. Это позволило слушателям курса не только учиться теории, но и перенимать у профессионала практический опыт. В программу обучения будущих работников социальной сферы входили такие образовательные блоки, как «История социальной работы», «Основы социально-психологической поддержки», «Психология общения», «Деловой этикет», «Юридические основы социальной защиты».
Технология преподавания курса «Социальная работа» представляет собой авторскую комбинацию новаторских и эксклюзивных процессов. Во-первых, это сочетание различных форм организации учебного процесса в рамках одного занятия: лекции, практикума, включения элементов учебно-деловых игр. Во-вторых, наличие компонентов в виде информационно-коммуникационных технологий расширяет возможности контроля и закрепления знаний. В-третьих, использование практического личного опыта преподавателя и возможность обмена этим опытом позволяют учащимся погрузиться в профессиональную среду и правильно оценить и скорректировать собственный вектор профессионального развития.
Данная технология обеспечивает равномерное и точное дозирование информационно-психологической нагрузки на старшеклассников в процессе обучения с учетом объема и новизны осваиваемых знаний и необходимых умений. Она позволяет успешно формировать и развивать у современных школьников культуру дискуссии, а также навыки профессиональной коммуникации и взаимодействия с различными категориями граждан. А главное - учит своевременно реагировать на быстро меняющиеся реалии современного мира и потребности общества. Ведь для социального работника важно не только помогать людям, но и нести им положительные эмоции и позитивный настрой. Особенно это касается взаимодействия с пожилыми людьми и теми, у кого ограниченные возможности. Поэтому сотруднику социальной сферы необходимо заниматься своим духовным ростом, развивать душевные и нравственные качества. И этому во время занятий со школьниками уделяется особое внимание.
Дошкольные группы нашего образовательного комплекса охотно открыли свои двери для подростков, пожелавших связать будущую профессию со сферой общения и взаимодействия с людьми - социальной работой и педагогикой. Для закрепления полученных знаний было организовано тесное взаимодействие со специалистами: педагогами-психологами, социальными педагогами и воспитателями, учителями-логопедами и дефектологами, поделившимися с учениками секретами своего педагогического мастерства. Несмотря на полученный в рамках прохождения курса собственный опыт проведения занятий с дошкольниками, слушатели программы с большим интересом посетили мастер-классы и открытые занятия педагогов и специалистов дошкольного образования. Образовательная деятельность с дошкольниками разного возраста по рисованию, развитию речи, физической культуре, музыкально-спортивные досуги, тематические занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья - каждое мероприятие требует тщательной подготовки, учета особенностей контингента и творческого подхода. В процессе практической работы школьники смогли закрепить полученные на лекциях знания, отработать умения, а опытные наставники всегда были готовы прийти на помощь и ответить на любые вопросы. Учебный модуль «Первая помощь» помог учащимся систематизировать знания о том, что необходимо делать при различных видах травм, как провести сердечно-легочную реанимацию и искусственную вентиляцию легких, а также получить множество других актуальных сведений на данную тему.
Наш опыт по подготовке социальных работников показал, что необходимо дальнейшее расширение практической составляющей. Поэтому в следующем учебном году мы планируем установить сотрудничество с территориальным Центром социального обеспечения «Чертаново» и другими организациями, оказывающими социальную помощь и поддержку населению. Кто знает, может быть, в будущем наши выпускники придут туда работать.

Ольга ВАСИЛЬЕВА,
школа №2001