Педагог, который владеет содержанием избранной им научной области и умеет эффективно использовать его в своей профессиональной деятельности, способен к проектированию образовательной среды для учащихся, классов, школ, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. При этом он должен владеть и способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде, основами психолого-педагогических знаний, современными образовательными технологиями.
Но и опытному педагогу, соответствующему этому «эталону», рано или поздно приходится менять принципы работы. И этот процесс не всегда проходит гладко. У молодых специалистов ситуация, конечно, немного проще. Они менее консервативны, готовы к нововведениям и стремятся перенимать передовой педагогический опыт. Они не скованы стереотипами, чаще всего обладают высоким уровнем компьютерной грамотности и нацелены на достижение ощутимых результатов.
Профессор, известный специалист по проблемам образования Ю.Г.Татур полагает, что положительной особенностью начинающего педагога является способность успешно действовать в условиях недостатка опыта, проявляя творческое, созидательное мышление. При этом профcтандарт предполагает, что к моменту поступления на работу в образовательную организацию молодой педагог уже будет обладать набором базовых навыков, что позволит ему успешно выполнять свои обязанности.
Безусловно, необходимо начинать пересматривать образовательные программы учебных заведений по подготовке педагогов. Речь идет о соответствиях между профессиональным стандартом педагога и стандартом вузовского педагогического образования. Если вузовский стандарт описывает образовательные результаты посредством перечней осваиваемых в процессе обучения компетенций, то в описании профессионального стандарта используются такие понятия, как «общетрудовые и трудовые функции», «трудовые действия». Мало быть компетентным, обладать необходимым багажом знаний и умений, нужно  еще и уметь успешно осуществлять педагогическую деятельность. Так, профстандарт требует, чтобы педагог умел работать в мультикультурных детских группах (которые могут включать детей с отсутствием мотивации к обучению, находящихся в трудной жизненной ситуации или имеющих специфические особенности, связанные, например, со здоровьем или уровнем воспитанности). Приступив к работе, начинающий специалист быстро понимает, что знаний, полученных им в вузе, недостаточно. В связи с этим перед ним встают следующие задачи:
    Отбор содержания образования. Учебная программа рекомендует те или иные задания, формирующие знания, умения и навыки по определенной теме. Задача учителя - связать их с целью урока для достижения результатов.
    Поиск новых форм и методов обучения. Для методического роста педагогу необходимо постоянно искать новые методики и технологии, чтобы использовать их в своей работе. Дети очень быстро привыкают к однотипным приемам и продолжают делать задания по образцу, а это снижает интерес и мотивацию к освоению материала, не способствует развитию творческого потенциала.
    Учет возрастных особенностей ребенка. Безусловно, знание возрастной психологии обязательно для начинающего педагога, но не всегда учитывается им в реальной работе. Например, подростков с 12‑14 лет рекомендуется спрашивать, что они думают по поводу той или иной проблемы и какие пути ее решения они видят. В этом возрасте они уже способны самостоятельно принимать решения. Но очень часто такие задания предлагают выполнять младшим школьникам 7‑9 лет, у которых превалирует наглядно-образное мышление. А им это сделать крайне сложно, так как словесно-логическое (абстрактное) мышление в таком возрасте еще не сформировано.
Конечно, это далеко не все трудности и задачи, с которыми сталкиваются молодые специалисты. В любом случае обновление программ подготовки педагогов на основе введения нового профстандарта будет содействовать модернизации образовательного процесса в целом и обеспечению готовности выпускников педагогических учебных заведений к профессиональной деятельности в частности.
Таким образом, какими бы глубокими знаниями ни обладали выпускники педагогических вузов, стать высококвалифицированным специалистом возможно, только занимаясь реальной педагогической деятельностью. А ее результаты во многом зависят от атмосферы, в которую погружается молодой учитель, приходя на работу в образовательную организацию.

Олеся МАЛЫШЕВА,
школа №2001