К обучению допускаются не только подростки до 18 лет, не имеющие основного общего или среднего общего образования, но и лица различного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Большинство программ профессиональной подготовки осваиваются в течение одного учебного года с сентября по май. Количество занятий определяется содержанием учебной программы, а обучение проводится 1‑2 раза в неделю после школьных уроков во второй половине дня. В летний период занятия не проводятся.
Обучение по всем программам включает теоретическую и практическую части. Занятия проходят в учебно-производственных мастерских колледжа, а производственная практика - на предприятиях и в компаниях, с которыми сотрудничает учебное заведение.
Чаще всего используется модульная система. Каждый модуль включает в себя определенный раздел учебного плана, после проверки знаний по которому школьник получает сертификат. Еще один вариант участия в проекте - обучение на базе кружков дополнительного образования в школе или колледже. Посещая занятия в кружке, школьник осваивает один из модулей профессиональной подготовки и также получает сертификат. Сами занятия могут проходить как в очном, так и в дистанционном формате.
В результате выпускник, в полном объеме освоивший программу профессиональной подготовки и получивший необходимый набор сертификатов, сдает квалификационный экзамен, где должен продемонстрировать все полученные навыки. Еще одной, более приоритетной формой итоговой аттестации, является демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia в соответствующей компетенции с привлечением сертифицированных экспертов и квалифицированных представителей работодателей.
При успешном прохождении испытаний школьники одновременно с аттестатом об основном общем или среднем общем образовании получат свидетельство установленного образца по той или иной специальности с присвоением квалификационного разряда. А те, кто сдавал демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia, одновременно с получением такого свидетельства получат паспорт компетенций (Skills passport) с указанием количества набранных на экзамене баллов.
Результаты внедрения проекта действительно впечатляют. На сегодняшний день уже более 7 тысяч учащихся московских школ успешно сдали квалификационные экзамены и получили свидетельства о профессии с присвоением квалификации. Многие из них трудятся или проходят производственную практику на предприятиях Москвы. Согласитесь, отличное начало карьеры для несовершеннолетнего подростка.
Социологическое исследование, которое проводилось в школе №508, только подтверждает успешность проекта. Более половины участвующих в нем детей обучаются в профильных классах по соответствующим направлениям, а знания и навыки, приобретенные на занятиях и во время мастер-классов, облегчают освоение программ. Некоторые учащиеся уже сегодня в свободное от уроков время работают на предприятиях города.
Чтобы принять участие в проекте, необходимо зарегистрироваться для обучения по выбранной программе. Это можно сделать как через свою школу, если она подписала договор с колледжами, так и непосредственно в выбранном колледже.
Наша школа №508 сотрудничает сразу с семью учебными заведениями средней профессиональной подготовки - педагогическим колледжем №10, пищевым колледжем №33, технологическим колледжем №34, колледжем декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже, финансовым колледжем №35, колледжем архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 и Юридическим колледжем. Параллельно с обучением в школе более 180 учеников 7‑10‑х классов получают квалификацию агента банка, вожатого, косметолога, оператора ЭВМ, парикмахера, повара, секретаря руководителя, художника по костюму, водителя транспортных средств категории «В» и еще по многим другим интересным специальностям.

Елизавета Шабалова, специальность «вожатый»:
- Мое дополнительное профессиональное образование помогло мне летом найти прекрасный лагерь и поработать там организатором и вожатым. Благодаря свидетельству о профессии я получила такую замечательную возможность, познакомилась с интересными людьми. Теперь я точно знаю, кем хочу быть.

Александр Мешков, специальность «повар»:
- Полученное свидетельство дало мне возможность летом устроиться на работу. Я учусь в десятом классе и по вечерам официально работаю в Макдоналдсе. Появились карманные деньги и возможность накопить на свою мечту - автомобиль. А водительское удостоверение я получу в следующем году после окончания курсов.

Мария Мишачева, специальность «секретарь руководителя»:
- Благодаря участию в профобучении я освоила слепой метод печати, теперь я текст набираю быстрее, чем пишу. Заниматься было очень интересно, но больше всего запомнились занятия по психологии делового общения, где я научилась правильно и грамотно отвечать на вопросы, узнала, как стать хорошим собеседником, как влияет на оратора одежда, и многие другие полезные вещи.

Вячеслав Терехов, специальность «оператор ЭВМ»:
- На занятиях по профобучению я научился профессионально работать в таких программах, как Excel, Photoshop, Word, Access. В школе мы изучали эти программы, но не так глубоко. Очень понравилось, что в основном занятия были практические, за компьютером. А еще курсы мне помогли освоить язык программирования Pascal. Теперь на уроках информатики мне намного легче делать практические работы.

Артем ЛЕПЕЙКО,
и. о. заместителя директора школы №508