Несмотря на то что в дошкольном возрасте ребенок еще не готов к формированию устойчивых профессиональных интересов и предпочтений, развитие личности происходит на всех возрастных этапах, и в ранние годы уже можно заложить основы для будущего профессионального самоопределения.
В рамках общешкольного проекта «Детский сад - школа» учащиеся 10‑11‑х медицинских классов проводили с воспитанниками дошкольного отделения занятия по изучению человеческого организма и основ гигиены, знакомили их с медицинским оборудованием и микроскопами, методами оказания первой помощи и т. п. Приступая к работе над проектом, школьники и их педагоги изучили соответствующую литературу, которая помогла им правильно поставить задачи. Выяснилось, что отсутствие у маленьких детей правильных представлений о строении и функционировании собственного организма способствует усилению страха перед любым медицинским вмешательством, ведь малышам непонятны его цели. Таким образом, определилась и цель: сформировать у дошкольников позитивное отношение к представителям медицинских профессий путем повышения осведомленности о целях и методах их деятельности.
В отличие от музыкантов, спортсменов и киногероев врачи редко становятся кумирами детей. Зато в списке детских страхов медицинские манипуляции занимают почетное место. Дети боятся всего неизвестного, непонятного и неожиданного, и страх перед медработником - вполне адекватная реакция маленького человека. Поэтому любая просветительская работа среди дошкольников, посвященная профессии медика, должна начинаться с преодоления этой боязни. Соответственно, чтобы ее избежать, нужно повысить осведомленность малышей.
Изучая литературу по теме проекта, мы увидели, что в качестве чтения для дошкольников предлагаются в основном веселые сказки с фантастическим описанием происходящих явлений. Да, такие сказки гораздо более понятны детям, чем, например, уроки по строению головного мозга, но они не приближают их к реальному пониманию мира. Поэтому наши десятиклассники решили пойти другим путем и поискать возможность в реалистической манере объяснить дошкольникам, как устроен человеческий организм и как ему помогают люди в белых халатах.
В течение учебного года старшеклассниками и педагогами медицинских классов были подготовлены и проведены различные тематические мероприятия, например, обучающие занятия «Строение головного мозга», «Строение сердца. Кровеносная система», «Строение зуба. Гигиена полости рта»; игровое занятие «Врачебные специальности. Педиатр и стоматолог», практические занятия «Аптекарский огород» и «Путешествие в микромир»; наконец, учебно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?».
Обязательным атрибутом всех, кто проводит занятия по проекту, является белый халат. Эта форма одежды неразрывно связана с образом врача не только у детей, но и у взрослых.
Первое же занятие показало, что дети дошкольного возраста проявляют живейший интерес к любой информации о том, как они устроены. Стало понятно, что знакомая тема и наглядные пособия обеспечивают высокий уровень понимания дошкольниками материала.
Во время занятия, посвященного врачебным специальностям, в качестве первого «знакомого» малышам врача старшеклассники выбрали, естественно, педиатра. Вторым стал стоматолог, который знаком достаточно многим детям. Все занятия проходили исключительно в игровой форме и с использованием настоящего медицинского оборудования в качестве наглядного пособия. И снова результат превзошел все ожидания. Активность и вовлеченность детей в процесс оказались стопроцентными!
Во время практических занятий нашего «аптекарского огорода» на пришкольном участке воспитанники вместе с наставниками из медицинского класса разбили красивый цветник. На клумбах, имеющих форму лучиков солнца, дошколята под руководством старшеклассников посадили лекарственные растения - мяту, душицу, зверобой. Эта работа сопровождалась рассказами о пользе каждого растения.
Во время «Путешествия в микромир» дошкольники не только ознакомились с работой микроскопа, но и узнали о таких насекомых, как клещ, блоха, вошь, имеющих отношение к здоровью человека. Для проведения этого занятия учениками медицинского класса были созданы интерактивные пособия, адаптированные под младший школьный и дошкольный возраст: тренажер-определитель членистоногих, имеющих медицинское значение, и смарт-презентация о болезни Лайма. Отметим, что эти пособия были представлены на Городской научно-практической конференции проектных работ среди учащихся медицинских классов, организованной Первым Московским государственным медицинским университетом имени И.М.Сеченова. Один из проектов был отмечен дипломом I степени.
В ходе игры «Что? Где? Когда?», состоявшейся в конце учебного года, против знатоков - воспитанников дошкольного отделения - играли вымышленные, но узнаваемые и уважаемые врачи: доктор Айболит, доктор Пилюлькин, доктор Медуница. Ассистировали в игре старшеклассники. Счет оказался 6:0 в пользу знатоков!
Итак, проделанная нами работа дала очень хорошие результаты. Дети продемонстрировали большой интерес к занятиям, расширили свой кругозор в вопросах медицины и здоровья, охотно участвовали во всех практических упражнениях. Образ медика в их представлении стал намного более позитивным, по крайней мере, до встречи с настоящим врачом!
Возможно, наш проект станет поводом разработать продуманную и комплексную программу просвещения дошкольников и младших школьников в области медицины и анатомии с учетом особенностей детского восприятия.

Виктория МАКАРОВА,
учитель биологии в медицинских классах школы №1861;
Жанэта ЧЕКАЛКИНА,
классный руководитель 10‑го медицинского класса школы №1861