2июля 2018 года был опубликован отчет об исследовании авторитетной международной консалтинговой компании BAIN&COMPANY под названием «Московское образование: повышение эффективности на фоне глобальных перемен» с подзаголовком «Анализ сферы образования города в 2010‑2017 годах в сравнении с ведущими мегаполисами мира и ключевые направления для дальнейшего развития». Данное исследование ценно тем, что это совсем сторонний, а значит, объективный взгляд на столичную образовательную отрасль. Помимо анализа изменений и вызвавших их механизмов компания сравнила системы образования 20 мировых мегаполисов по 22 показателям, которые продемонстрировали, что московское образование входит в десятку лучших в мире.
Таких успехов удалось добиться благодаря интеграции всех ресурсов города, направленных на обеспечение качества образования, а также формирование у школьников прикладных умений и навыков, необходимых для жизни в высокотехнологической среде. Кроме того, деятельность всей нынешней московской образовательной системы направлена на интеграцию общего, дополнительного, профессионального и высшего образования на межпредметной основе. В результате у столичных школьников имеются все условия для того, чтобы уже в старших классах решить, где они хотят продолжить обучение, определиться с индивидуальной стратегией развития и освоить базовые профессиональные навыки. Каждый выпускник московской школы сегодня уверен, что он нужен своему городу и найдет здесь достойную работу.
На базе нашего комплекса мы реализуем 104 программы дополнительного образования. Среди них конструирование и робототехника, прототипирование и digital-технологии, STEM-математика и моделирование и многие другие.
Продолжает активно реализовываться и проект «Профессиональное обучение без границ», в рамках которого у ребят еще на школьной скамье есть возможность сделать осознанный выбор образовательного маршрута на будущее. Уже в этом году 150 учащихся нашей школы с 8‑го по 10‑й класс осваивают программы профессиональной подготовки по четырем специальностям: «агент по закупкам», «оператор ЭВМ», «секретарь руководителя» и «вожатый». А в случае успешной сдачи квалификационного экзамена каждый из них получит свидетельство о профессии с присвоением квалификации. Разумеется, ребятам в этом помогает коллектив профессионалов - тренеров учреждений, с которыми у нашей школы налажены партнерские взаимоотношения. Это финансовый колледж №35, Московский городской открытый колледж и колледж сферы услуг №10.
Помимо этого наши ученики участвуют в соревнованиях по профессиональному мастерству в рамках движения WorldSkills Russia Junior. В этом году они пробуют свои силы сразу по двум компетенциям: «Прототипирование» и «Администрирование оте­лей». По итогам финала VII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в 2019 году одна из наших учениц завоевала золотую медаль в компетенции «Окраска автомобиля».
Естественно, наша школа создает максимально комфортные условия обучения и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Специально для них составляются адаптированные образовательные программы, проводятся занятия с различными специалистами, в том числе педагогами-дефектологами, психологами, логопедами. Так, в текущем учебном году на базе Городского психолого-педагогического центра при Департаменте образования и науки города Москвы наши ребята и их родители посещали тренинги, проектные мастерские и индивидуальные консультации, целью которых было создание максимально благоприятного психологического климата в условиях получения инклюзивного образования.
Реализации этой же цели способствует привлечение наших особенных детей к участию в различных интеллектуальных и творческих соревнованиях, чтобы дать им возможность раскрыть свои таланты, проявить индивидуальность. Так, в этом году мы впервые принимаем участие в отборочном этапе V Московского чемпионата «Абилимпикс» по направлениям «Ландшафтный дизайн» и «Обработка текста».
В рамках этого проекта наши ребята посещают мастер-классы, которые проводят победители и призеры чемпионата по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс». Это отличный шанс убедиться в том, что если чего-то очень сильно хотеть, то нет ничего невозможного!
А еще у всех учеников нашей школы в этом году появилась прекрасная возможность не только проявить свои интеллектуальные способности и прикладные умения, но и продемонстрировать отменную физическую подготовку! У каждой школы мегаполиса сегодня есть возможность стать базовой площадкой для сдачи нормативов ВФСК ГТО. И мы ею воспользовались - более 200 участников уже сдали нормативы на базе нашего образовательного комплекса и получили заветные значки.
Качественной учебной подготовке детей способствует и новый сервис «Мои достижения», разработанный Московским центром качества образования и включающий в себя предметные и метапредметные проверочные работы, а также задания из международных исследований. «Мои достижения» - это первый онлайн-сервис по самоподготовке школьников. С его помощью школьник может оценить и скорректировать свой уровень владения любой дисциплиной. Система позволяет проверить свой уровень знаний в удобное время и в любом месте, нужны только гаджет и выход в Интернет. По результатам прохождения тестирования учащийся получает не только уведомление о правильных или неправильных ответах и итоговый балл, но и развернутую информацию о выполненных заданиях: видит свои недочеты, получает рекомендации, какие темы необходимо изучить дополнительно. Эксклюзивная опция сервиса - онлайн-консультация со специалистом по оценке работы и соответствию ее критериям.
Система столичного образования сейчас предоставляет колоссальные возможности для роста и саморазвития как отдельного учителя, так и целых педагогических коллективов. Имеются в виду такие проекты и инициативы, как «Гостеприимная школа», «Взаимообучение московских школ», «Университетская среда для учителей», которые способствуют не только обмену опытом и компетенциями между столичными школами, но и интеграции всех образовательных ресурсов города и их более эффективному использованию. Наши учителя с удовольствием посещают мероприятия в рамках этих проектов, равно как и демонстрируют свои знания, креативность и нестандартность мышления, участвуя и побеждая в городских конкурсах профессионального мастерства. Только в этом учебном году сразу несколько наших молодых и талантливых педагогов стали участниками и финалистами таких серьезных конкурсов, как V метапредметная олимпиада «Московский учитель», «Учитель школы большого города», «Молодые педагоги - московскому образованию».
Да, за последние несколько лет Москва сделала фантастический рывок и вошла в число мировых лидеров образования. Но мир не стоит на месте: развиваются технологии, появляются новые методики обучения, ставятся новые цели. И задача любой московской школы - не только сохранить в условиях глобальной конкуренции высокие показатели, но и работать над повышением рейтинга Москвы как образовательной столицы.

Людмила ТРЕЩАЛИНА,
заместитель директора школы №870