Обучение детей с ментальными нарушениями зачастую ориентировано лишь на рациональную сторону: изо дня в день ребенок получает базовые знания по предметным областям, знакомится с бытовой стороной жизни и овладевает трудовыми навыками. Конечно, это является обязательным условием для успешной самореализации в будущем. Но развитие творческих способностей также необходимо для полноценного развития личности.
В учебном корпусе коррекционной педагогики «Атмосфера» школы №904 органично сосуществуют система урочной деятельности и блок дополнительного образования. Рациональное трудовое обучение во второй половине дня уступает место эстетическому воспитанию, каждый ребенок посещает художественные секции: изостудию «Золотая кисточка», фольклорный кружок «Наследие», кружки «Художественный дизайн» и «Художественное слово». Многие ребята посещают занятия по журналистике, публикуются в школьной газете. Все это помогает им не только реализовывать свою потребность в творческой деятельности, но и находить друзей по интересам, а также лучше воспринимать и понимать искусство.
Полем для увлеченной деятельности ребят стали и школьные трудовые мастерские, где уникальные идеи превращаются в уникальные изделия, и клубы, в которых дети реализуют свое право на соуправление школой: например, придумывают название и создают эмблему для своего учебного корпуса, предлагают дизайнерские решения по организации школьного пространства - как расставить мебель, в какой цвет покрасить стены… Так созидательное начало становится для детей с ограниченными возможностями здоровья альтернативным способом взаимодействия с миром, средством самопознания и самовыражения.
Возвращаясь к началу этой статьи, отмечу, что странствия шурупа завершились благополучно. В итоге он был вкручен в поврежденный механизм. Изделие снова стало работать, а герой обрел абсолютное счастье. У сказки оказался хороший конец. Хочется верить, что внимательное отношение педагогов школы к особым детям, их склонностям и интересам, а также готовность последних находить себя в творчестве и развивать таланты помогут каждому ребенку реализовать полный спектр своих возможностей и в итоге найти свое место в жизни.

Мария ЛАНГЛИЦ,
учитель, педагог дополнительного образования школы №904