Квест вместо урока
В рамках проекта «Урок в музее» наши студенты побывали в Государственном музее обороны Москвы на занятии под названием «1941: рождение Победы?». Оно было спланировано в форме квест-исследования: ребятам предложили задания для самостоятельного поиска информации, причем они выходили за рамки учебной программы. Замысел урока заключался не просто в поиске информации, но и в том, чтобы передать ее потом другим учащимся колледжа.
Таким образом, учащиеся сами играли роль экскурсоводов по музейным залам, посвященным легендарной и героической истории обороны Москвы, в ходе экскурсии выполняли задания в группах. Кстати, домашнее задание тоже оказалось необычным: ребята должны были представить себя фронтовыми корреспондентами и написать репортаж по теме урока.

Где история, там и математика
Еще больше возможностей предоставляет проект «Учебный день в музее». Сначала даже не верилось: разве можно провести разные уроки по расписанию на площадках одного музейного комплекса? Ну еще урок истории куда ни шло, но, скажем, урок математики?! Однако выяснилось, что это не только возможно, а еще и очень интересно, увлекательно, азартно и даже весело.
Мы провели один учебный день на базе музейного комплекса «Коломенское». По расписанию у нас были уроки истории, математики и обществознания. Урок истории на тему «Медный бунт: 1662 год и Коломенское» дал возможность, используя исторические источники, реконструировать основные события в Коломенском в ходе Медного бунта. Урок был организован как самостоятельная работа учащихся в сопровождении учителя. В процессе ребята подробно изучили экспонаты музея-усадьбы, связанные с особенностями государственного строя, политики и финансов при царе Алексее Михайловиче, а также причины, ход и итоги восстания, о котором шла речь.
Занятие по математике на тему «Многогранники в русском деревянном зодчестве» было проведено на территории Музея деревянного зодчества. Сначала учащиеся ознакомились с представленными там памятниками, а затем в ходе самостоятельной работы в группах решали задачи на многогранники. Ведь то же здание нельзя построить, не зная математики!
Урок по обществознанию «Шатровое зодчество. Храм Вознесения Господня в селе Коломенском» проходил на территории упомянутого храма. Некоторые ребята и раньше бывали в этом месте, но, как оказалось, многого не знали и не замечали!

Увлекательные субботы
«Проведи субботу с пользой!» - под таким лозунгом проходят «Исторические субботы московского школьника». Мы стали постоянными участниками этого популярного проекта. Каждую субботу мы совершали увлекательные путешествия по музеям, знакомились с самыми различными экспозициями.
Так, в Государственном центральном музее современной истории России мы посетили экскурсии «Символы и награды», «Россия на рубеже XIX-XX веков», «Россия XXI века: вызов времени и приоритеты развития». Каждая из них открывала одну из страниц истории нашей страны, приглашала учащихся к размышлениям о месте и роли ее в динамично меняющемся мире.
Оживить историю помогали современные мультимедийные технологии в сочетании с подлинными музейными предметами, а также интерактивные образовательные программы. И, конечно, большое впечатление произвел робот-экскурсовод, увлекательно рассказывавший об экспонатах.
Незабываемые эмоции мы пережили в музее «Дом на набережной». Мы оказались в обстановке квартиры 30‑х годов прошлого века. Рассказ об истории здания, о судьбах его жителей, об эпохе, символом которой стал Дом на набережной, не мог никого оставить равнодушным.
Совсем по-другому выстроена экспозиция исторического парка «Россия - моя история». Мы посетили экскурсии под названиями «Рюриковичи», «Романовы», «От великих потрясений к Великой Победе». Уникальная мультимедийная площадка позволила нам прикоснуться к российской истории в буквальном смысле: здесь экспонаты можно и нужно трогать руками, прикасаться к ним и таким образом изучать. Этому способствуют сенсорные столы и экраны, лейтбоксы, коллажи, проекторы, планшеты, кинотеатры и исторический Инстаграм. Технологии будущего ярко, информативно, увлекательно и на языке, понятном молодежи, рассказывают об истории нашего Отечества.
В Музее Москвы мы участвовали в квесте «Загадки старинной Москвы». Какие здания на макете говорят о профессиях их владельцев? В какую игру играли средневековые жители столицы? Что защищает дом от воров? Чтобы ответить на эти вопросы, надо было провести целое исследование. Впрочем, учащиеся делали это с большой охотой, ведь предложенные темы являлись такими интересными и захватывающими!
Очень важно, что современные московские образовательные проекты, связанные с музеями, способствуют вовлечению ребят в активную исследовательскую деятельность, вызывают у них интерес не только к истории, но и к познанию мира в целом.

Елена ХАРДИКОВА,
педагог дополнительного образования финансового колледжа №35