Большие короба с загадочной надписью Lego Mindstorms EV3 и массой хитроумных на вид элементов предназначались для того, чтобы творить волшебство своими руками. А именно - заставить бездушные «железки» двигаться, жужжать, мигать… И главное - помогать человеку! Ребята очертили круг проблем, которые может решить электронный помощник. А затем начали разрабатывать проекты.
Конечно, не обошлось без трудностей. Школьникам пришлось многое узнать и много экспериментировать, прежде чем появились какие-то результаты. И пусть разработки пока не доведены до совершенства, но идеи выглядят очень перспективными.

Проект №1.
Робот, который мониторит температуру в помещениях
Как обеспечить в школьных помещениях оптимальный температурный режим в зависимости от потребностей и ситуации, чтобы экономить средства и при этом не ходить по кабинетам, отслеживая, насколько там холодно или тепло? Вот тут и придет на помощь робот, который пройдет по школе и проведет мониторинг температуры!

Проект №2. Робот, ухаживающий за растениями
Как организовать полив школьных растений, когда учителя уходят в отпуск, а дети отдыхают на каникулах? Ведь растения в помещениях лишены возможности питаться влагой от естественных источников, например дождя! Робот измерит температуру воздуха, освещенность, опознает объект полива. На каждое растение будет «заведена» электронная карточка с необходимыми данными: например, тип растения (для разных видов требуется разное количество воды), а также время последнего полива. Все данные будут анализироваться роботом, и на их основании он выберет режим полива. Например, если установлено, что на протяжении светового дня была высокая температура, то квота полива увеличится в два раза. С таким помощником растения будут всегда радовать нас сочными зелеными листьями и яркими цветами.

Проект №3.
Робот-кулинар
Некоторые роботы будут помогать человеку в быту. Например, в приготовлении пищи. Так, робот-повар сможет нарезать ингредиенты для салата и заправить его.
Такой робототехнический комплекс представляет собой конструкцию, включающую целый ряд элементов. В их числе, например, разделочная доска и чаша для салата, чтобы аккуратно опрокидывать вовнутрь нарезанные продукты. Опрокидывание осуществляется с помощью специального подъемного механизма. Система подачи ингредиентов состоит из хранилища и двух рельс, которые отправляют овощ на разделочную доску. Для того чтобы он не укатился, предусмотрен остановочный механизм. Нарезку овощей будет осуществлять специальный манипулятор с ножом. Также с боков разделочной доски предусмотрены отверстия для отходов. Присутствует и механизм заправки салатов разными соусами.
Сам процесс готовки программируется с помощью рецептов, которые можно будет выбрать на управляющем блоке, нажимая кнопки на панели. Рецепт будет включать в себя информацию о том, какие именно ингредиенты необходимо подать на разделочную доску и как их нужно порезать (мелко или крупно), а также какой соус добавить в конце. Можно выбрать и такой параметр, как ожидаемое время приготовления. Кроме того, у робота предусмотрена функция отсрочки приготовления.

Проект №4.
Робот-будильник
Для многих важно не только вовремя проснуться, но и сохранить бодрость на целый день. Ведь для школьников это так актуально! Поэтому ребята и решили создать такое устройство, которое не просто разбудит в нужный час, а еще и стимулирует сделать бодрящую утреннюю зарядку!
Выглядит это так. В определенное время срабатывает сигнал, и робот с громкой музыкой начинает движение по комнате. Перед человеком встает задача - догнать свой будильник и нажать на нем кнопку. Помимо того что во время такой пробежки человек точно проснется, робот предложит ему еще и выполнить зарядку.
Первое упражнение - отжимание. Робот с помощью верхнего датчика отслеживает расстояние до человека и считает количество отжиманий. Второе - вытягивание рук вперед к стене. И последнее - это вращение на месте. Такое пробуждение точно вас взбодрит!
Проект №5. Робот-помощник для людей с ограниченными возможностями здоровья
Очень важным проектом стала модель робота-помощника для людей с нарушениями зрения и слуха, которым тяжело ориентироваться в пространстве. Сегодня повсеместно вводятся тактильные панели, чтобы люди с подобными нарушениями могли воспринимать необходимую информацию, а передвигаться им помогают специальные собаки-поводыри. Однако это не позволяет инвалиду полностью обслуживать себя в любой ситуации. Например, ему будет сложно делать покупки в магазинах без помощи посторонних. Даже при наличии тактильных панелей ориентироваться в отделах и на полках все равно непросто. Потому и появилась идея разработать робота, который мог бы помочь таким людям совершать покупки. Пока помощник способен только передвигаться по магазину и подсказывать информацию о товарах. Но ребята собираются разработать специальную автоматическую корзину, которая будет «сопровождать» клиента, облегчая ему процесс покупки.
Наши семиклассники уже не раз представляли своих роботов на серьезных мероприятиях. И, вероятно, многие их задумки будут в дальнейшем реализованы на производственном уровне.

Наталья ГАВРЮШИНА,
педагог школы №667