Конечно, в школе проводятся уроки окружающего мира (в начальных классах), обществознания, основ безопасности жизнедеятельности. На них так или иначе затрагиваются вопросы экономики. Но этого недостаточно. А ведь знания по экономике и финансам очень важны. С этими областями ребенку придется столкнуться, едва он переступит порог школы, а возможно, и раньше. Поэтому мы пришли к идее внеурочной работы, которая помогла бы учащимся, используя разнообразные ресурсы и формы занятий, освоить эту сторону жизни.
Курс предполагает регулярное проведение проектных занятий и мастер-классов.
Традиционно мероприятия на финансовую тему проводятся в разновозрастных группах, где старшеклассники выступают в роли наставников или модераторов, а младшие ученики перенимают опыт командной коммуникации. Многие занятия проводятся в игровой форме. В процессе такой игры имитируются условия современного финансового рынка.
Так, во время деловой игры «Деятельность финансовых организаций» учащиеся узнают о деятельности банков и взаимодействии с ними, об учете финансовых рисков, о разных видах инвестиций и о том, как не стать жертвой финансового мошенничества. По сценарию участники открывают «вклады в коммерческих банках», борются с недобросовестными «микрофинансовыми организациями», обращаются в «центральный банк», а затем приобретают игровую «землю» и «недвижимость». По итогам игры победителем становится команда, наиболее удачно распорядившаяся своим капиталом, что позволило ей приобрести «участок» большей площади. Таким образом учащиеся могут применять знания по финансовой грамотности в процессе решения познавательных задач, касающихся наиболее актуальных финансовых проблем.
В свою очередь, мастер-класс «Финансовая копилка» подразумевает реализацию проекта личного финансового плана. Класс делят на группы, и каждая из них получает кейс с заданием, в процессе выполнения которого должна разработать план домохозяйства на основе доходов и расходов семьи, анализируя ситуацию на рынке финансовых услуг с учетом годовой инфляции. Под конец каждая команда должна представить свой план в визуальной форме.
Знания, полученные школьниками по итогам изучения курса, позволят им эффективно выполнять различные социальные роли, например потребителя, заемщика, вкладчика, акционера, налогоплательщика, страхователя. Но самое главное - они помогут адаптироваться к жизни в современном социуме, где финансовая сторона играет такую значительную роль. Ведь, вложив средства в ненадежный банк, можно потерять деньги, а взяв кредит в сомнительной организации, остаться без квартиры. Если же вчерашний выпускник будет заранее вооружен соответствующими знаниями, то риски окажутся минимальными.

Ксения ИВАНОВА,
учитель истории и обществознания школы №508