Формат дискуссионного клуба «КЛИО», что расшифровывается как «клуб любителей истории и обществознания», возник из совместного желания педагогов и учеников обсуждать важные и интересные темы социально-гуманитарной направленности, которые не укладывались в рамки профильных уроков истории и обществознания.
Современные образовательные стандарты подразумевают формирование различного рода компетенций: учебно-познавательных, регулятивных, ценностно-ориентационных, коммуникативных. Как же мы используем в этих целях дискуссионный клуб?
На первом этапе выявляется проблемная ситуация, возникшая на уроке. Иногда ее целенаправленно создает учитель, иногда она возникает спонтанно. Затем начинается обсуждение, обозначается ряд вопросов. Если они не умещаются в формат урока, возникает перенос проблемной ситуации в область внеурочной деятельности, а именно проблема выносится на заседание дискуссионного клуба.
Например, на уроке обсуждалась тема о значении революции 1917 года, о том, нужна она была России или нет. Мнения разделились. Или поднимались темы о том, что современные подростки слишком увлечены гаджетами. Или о целесообразности сдачи ЕГЭ. Поскольку к единому мнению и выводам прийти так и не удалось, вопросы вынесли на заседания клуба.
Второй этап - это подготовка самой дискуссии. Мы совместно с учащимися обсуждаем вопросы будущего заседания, определяем, как разделяются мнения в поддержку или опровержение той или иной позиции, готовим выступления представителей каждой из групп, проводим и анализируем опросы общественного мнения для представления их в процессе дискуссии.
Третий этап, самый важный и интересный, - само обсуждение. Главный секрет успеха наших встреч - это доброжелательная атмосфера, которая создается в аудитории. Какие бы вопросы мы ни обсуждали, мы придерживаемся этических норм и правил ведения дискуссии, всегда стараемся уважать и понимать друг друга. Видя непреложное соблюдение этого правила, новые члены клуба воспринимают его как аксиому и воспроизводят эту модель корректного взаимодействия. Завершив дискуссию, мы обязательно говорим о том, изменились ли наши позиции и взгляды, что нового мы узнали и поняли в ходе заседания клуба, понравились ли участникам атмосфера в аудитории и ход обсуждения.
На заседаниях клуба «КЛИО» мы обсудили немало острых и актуальных вопросов, решая различные образовательные и воспитательные задачи. Нами поднимались исторические темы, посвященные столетию Февральской и Октябрьской революций, в рамках межрайонных конференций исторической направленности, о роли личности в истории - «Наполеон Бонапарт в истории и литературе». Мы брали темы, необходимые для подготовки к ЕГЭ по обществознанию: «Роль религии в современном мире», «Тенденции развития современного образования и науки». Особый интерес вызвали острые политические и социальные проблемы, которые очень хотели обсудить старшеклассники, такие как «Изменение гендерных ролей в современном обществе». Часть тем позволяет нам просто поговорить по душам и обсудить свои предпочтения, ценности, жизненные ориентиры: «Что читает молодежь?», «Жизненные цели и ценности старшеклассников», «Кем быть? Каким быть?», «Есть ли жизнь после ЕГЭ?».
На заседания дискуссионного клуба собираются не только учителя и ученики старших классов, но и заинтересовавшиеся темами дискуссий гости - сотрудники школьной администрации, выпускники, которые тоже принимают активное участие в дискуссиях. Мы надеемся, что наше начинание будет развиваться. Это позволит детям научиться выражать свое мнение, слушать и слышать сверстников, корректно обсуждать актуальные проблемы. И впоследствии эти навыки могут очень пригодиться им в жизни.

Ольга КОРОБКОВА,
учитель истории и обществознания, организатор дискуссионного
клуба «КЛИО» школы №2001