Начиная внедрять технологию проектной деятельности, мы поначалу испытывали опасения, ведь у нас учатся дети с тяжелыми нарушениями речи. Сможем ли мы учесть индивидуальные особенности каждого воспитанника, сможем ли обеспечить каждому участнику ситуацию успеха, что всегда очень важно для ребенка?
Подумав, мы решили, что наш первый проект будет краткосрочным. Также, чтобы он оказался интересен детям, тема должна быть взята из реальной жизни и являться значимой для них. Кроме того, предполагалось, что для решения поставленной проблемы потребуется приобрести новые знания. Так возник проект «Спасем нашу речку».
Как раз наступила весна, и в рамках изучения тем «Приход весны» и «Природные явления весны» дети с большим интересом наблюдали за тем, как таят снег на территории нашего образовательного комплекса и лед в пруду. Мы рассказали им о том, что весной на реках происходит удивительное природное явление, которое называется «ледоход». Дошкольники очень захотели увидеть его своими глазами. И в ближайшие выходные мы все вместе - педагоги, воспитанники и их родители - отправились на берег речки Чертановки.
Подойдя к реке, дети были неприятно удивлены и огорчены. Перед их глазами предстала удручающая картина. Грязная вода, неприятный запах, разбросанный по берегам реки мусор… Ребята вместе с родителями попытались собрать мусор в пакеты, но его было слишком много.
Придя в понедельник в группу, участники похода к реке рассказали об увиденном своим друзьям и показали фотографии. Дети были сильно возмущены. Откуда взялся мусор? Вреден ли он для нашей речки и ее обитателей? Что мы можем сделать, чтобы речка была чистой? Ответы на эти вопросы мы и искали в ходе реализации проекта.
Откуда же взялся мусор? Во время очень эмоционального обсуждения наши дошколята пришли к выводу, что виноваты в этом отдыхающие, которые, уходя, оставляют на берегу грязь, кострища, мусор, не задумываясь о том, какой вред наносят природе.
Воспитатели провели с группой беседу о том, что может произойти, если оставлять мусор, жечь костры, выливать бензин и сбрасывать грязь в реку. Дети узнали, что если мыть на берегу реки автомашины и сливать в нее грязную воду, то рыбы могут отравиться, что в полиэтиленовые «ловушки» могут попасть животные… Без посторонней помощи им будет трудно выбраться, они могут умереть. Узнали, что звери и птицы могут пораниться о разбитое стекло.
Мы провели эксперимент, в ходе которого выяснилось, что если вылить бензин в воду, то на поверхности образуется тонкая пленка, не пропускающая воздух, и, таким образом, рыбы могут задохнуться.
Воспитатели группы прочитали и обсудили с детьми рассказ, написанный доктором педагогических наук экологом Н.А.Рыжовой, - «Как люди речку обидели».
Этот рассказ вызвал горячее обсуждение, в ходе которого дошкольники пришли к выводу, что люди любят отдыхать у воды, но при этом не все знают, как правильно себя вести, как сделать так, чтобы речка «не обиделась», чтобы она оставалась чистой.
Чтобы помочь нашей речке, мы с детьми приняли решение рассказать всем воспитанникам нашего комплекса и их родителям о том, что происходит на берегах Чертановки.
После этого мы устроили субботник и все вместе убрали мусор с речных берегов. А для отдыхающих дети нарисовали таблички с напоминаниями о том, как правильно себя вести на природе.
Реализация проекта дала положительные результаты, дети расширили свои представления о реке, о ее обитателях, овладели навыками экологически безопасного поведения. У ребят сформировалось стремление исследовать, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. В то же время удалось реализовать и коррекционные задачи. Дети учились пользоваться в процессе речи простыми распространенными предложениями, овладевали элементарными навыками пересказа.
Мы решили не останавливаться на этом и попробовать реализовать более долгосрочный проект.
Он получил название «Наши пернатые друзья». Этот проект осуществлялся в течение учебного года в рамках лексических тем «Осень», «Зима», «Зимующие птицы», «Весна», «Перелетные птицы».
На самой большой и красивой березе во дворе комплекса есть маленький домик - скворечник. Весной, когда пригревает солнышко, в этот чудесный дом заселяются наши веселые соседи - скворцы. Выходя на прогулку, наши воспитанники с интересом наблюдали за ними. Но, придя в группу в сентябре, они заметили, что скворечник опустел. Детей заинтересовало, почему одни птицы улетают в дальние края, а другие остаются зимовать. Мы решили разобраться в этом вопросе вместе.
Зачастую дети с речевыми проблемами с трудом усваивают новый материал. Мы постарались максимально заинтересовать их проектом. Поэтому к работе над ним мы привлекли и семьи дошкольников.
Вместе с детьми и родителями мы занялись сбором информации о птицах, выясняли, где они живут, чем питаются. Так, мы узнали, что дикие гуси и утки живут вблизи рек и прудов. Водоемы для них служат и домом, и столовой. Ласточки, скворцы, грачи, жаворонки и многие другие перелетные птицы питаются и кормят своих птенцов летающими насекомыми. Но осенью насекомые прячутся от холода до весны, а водоемы замерзают.
Проанализировав эту информацию, мы с детьми пришли к удивительным выводам: птицы улетают, потому что им нечего есть зимой, и им приходится искать себе дом в теплых странах, где у них есть пища.
Мы стали наблюдать за птицами, которые остаются на зиму. Воробьи, синицы, вороны, голуби, дятлы, галки, сойки не улетают. Они питаются семенами, плодами растений, добывают личинки и насекомых под корой деревьев. Мы сделали вывод, что эти птицы могут найти себе пропитание зимой.
Чтобы ребята побольше узнали о зимующих птицах, мы предложили им и их родителям создать дома лэпбук. Педагоги провели для родителей семинар-практикум, во время которого рассказали родителям об этой технологии.
Если переводить дословно с английского, то лэпбук - это «книжка на коленях». В данном случае это небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое. Информация в лэпбуке представлена в виде открывающихся окошек, с вынимающимися и разворачивающимися листочками, с кармашками, дверками, подвижными деталями, маленькими книжками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В папке собирается материал по какой-то определенной теме.
Лэпбук - это не только мощный справочный инструмент, это прежде всего основа партнерской проектной деятельности взрослых и детей. Основа лэпбука создается взрослым и дополняется, совершенствуется вместе с ребенком. В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский проект.
Вместе с родителями мы создали наш первый лэпбук про удивительную птицу - клеста. Детям очень понравилось создавать лэпбуки, и они с удовольствием продолжили эту работу дома.
А затем начался самый интересный и познавательный этап нашего проекта - презентация лэпбуков. Придя в группу, дети представили материал о выбранной ими зимующей птице. Мы узнали, как много птиц зимует вместе с нами.
Когда выпал снег, мы спросили у детей, как, по их мнению, живется таким птичкам, легко ли им зимой найти себе пропитание. Ребята пришли к выводу, что этим птицам приходится нелегко. Добраться до корма непросто, он часто бывает скрыт подо льдом и снегом. А зимой очень холодно, и птичке нужно больше еды, чем летом. Тогда мы задали детям вопрос: как они считают, что страшнее всего для птиц зимой - холод или голод? Мнения разошлись. Кто-то считал, что наиболее для птичек страшен мороз, а кто-то - что голод. Обратившись к энциклопедии, мы узнали, что сытая птичка не замерзнет даже в самый сильный мороз.
Мы решили помочь нашим пернатым друзьям и смастерить для них кормушки, чтобы ни одна птичка в нашем районе не погибла от голода.
На занятии по конструированию мы склеили из бумаги замечательные кормушки и украсили их. Но пришли к выводу, что если повесить бумажное изделие, то оно размокнет от снега. Тогда дети предложили сделать кормушку из более прочного материала. Нашу группу заполнили замечательные кормушки, созданные детьми совместно с родителями из пластиковых бутылок, молочных пакетов, пластмассовых коробок от новогодних подарков и многого-многого другого. Все наши «столовые» для птиц мы повесили на территории комплекса и следили за тем, чтобы в них всегда было чем полакомиться нашим пернатым друзьям.
Мы с нетерпением ждали первого весеннего солнышка. Узнав, что в России 1 апреля празднуют День птиц, мы решили сделать для наших перелетных пернатых друзей новый дом - скворечник.
Папа нашей воспитанницы Таисии с радостью согласился нам помочь, он вырезал из доски части скворечника, а затем собрал его вместе с детьми. Скворечник мы повесили на дерево возле веранды нашей группы, чтобы каждый день наблюдать за новым жильцом.
Работа в рамках проекта оказалась увлекательной и интересной для всех его участников. В ходе ее дети получили не только новые знания и впечатления, они еще и приобрели социальные навыки, научились общаться и сотрудничать друг с другом, вежливо и грамотно отстаивать свою точку зрения, анализировать факты и обсуждать полученный опыт.

Светлана ЕРЕМЕНКО,
тьютор школы №2000;
Людмила ШАБАНОВА,
учитель-логопед школы №2000