В начале работы по обучению игре необходимо заинтересовать ребенка. Далее начинаем обучение использованию игрушки в соответствии с ее функциональным значением, элементарным игровым действиям по подражанию, а затем по образцу и самостоятельно. На следующем этапе стараемся научить ребенка воспроизводить логически связанные между собой определенные действия (цепочки из двух действий: сначала стираем белье, потом развешиваем), обозначать словом, предложением предметы и действия.
Во время таких обучающих занятий взрослый сам показывает игровые действия, какие-то выполняет вместе с ребенком, объясняет словом, как и что можно сделать в игре.
Для ребенка важно усвоить логику развития игрового сюжета. Для этого вместе с малышом понаблюдайте за бытовыми действиями в повседневной жизни, обратите внимание ребенка на их последовательность.
Играя с ребенком, давайте простую, одноступенчатую инструкцию («Не стучи», а не «Я бы хотела, чтобы ты перестал стучать по столу»). Многократно повторяйте основные моменты. Можно разработать «кодовую» систему общения, которая даст понять, что поведение является допустимым или недопустимым (жесты, мимика, короткие слова).
Игровой материал лучше оформить в некоторый алгоритм («Возьми куклу. Посади куклу. Покорми куклу»). Проводите короткие и обновляемые учебные демонстрации (2‑3 мин): одновременно показывайте атрибуты игры, проговаривайте свои действия и демонстрируйте их. Например: «Смотри! Я кормлю куклу. Беру ложку. Ложкой набираю кашу. Ложкой кормлю куклу». И обязательно хвалите ребенка за верно выполненное действие.
В обучающей игре взрослый - активный участник и основной помощник для своего ребенка. Важно привлекать внимание ребенка к передаче взаимоотношений между персонажами игры.
Добавьте разнообразия в свои игровые занятия с ребенком - сделайте игру в форме театра (теневого, настольного, пальчикового), это сделает занятия более интересными и динамичными. Вы наполните повседневную жизнь своего ребенка яркими и положительными эмоциями, у него будет возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа.
Игра в театр способствует развитию познавательных процессов - восприятия, памяти, мышления, речи, элементов воображения, формирует навыки позитивного поведения в обществе.
Таким образом, играя вместе со своим ребенком правильно, вы научите его играть самостоятельно.

Светлана ВОЛГИНА
педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москва