Известно, что дети очень любят лепить. И для этого как нельзя лучше подходит пластилин, поскольку он может принимать любую заданную форму. Но не каждый знает, что с помощью пластилина можно не только лепить, а еще и создавать картины, используя его в качестве «краски». Инструментом для работы в данном случае служат ладошки и пальчики ребенка. Называется эта нетрадиционная техника «пластилинография».
Рисование пластилином позволяет ребенку сделать картину рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Также это хороший способ дать пальчикам мышечную нагрузку, например, когда надо размазать пластилин на картоне, заполняя всю поверхность. Можно еще смешивать пластилин разных цветов, чтобы получить новые оттенки, что также роднит пластилинографию с живописью.
К сожалению, такая техника редко практикуется в дошкольных группах. А ведь в ней заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятия детьми окружающего мира.
Как-то мы прочитали с дошкольниками «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Во время чтения дети рассматривали иллюстрации к сказке. Когда за малышами пришли родители, я посоветовала им дома вечером посмотреть вместе с детьми мультфильм по сказке.
Сказка ребятам очень понравилась, как и другие произведения Пушкина, и на ближайших занятиях по изобразительной деятельности я предложила им начать создавать по ним книги. Делать это следовало посредством пластилинографии. Здесь дети сами выступали в роли авторов и художников и имели возможность наиболее полным образом проявить свою фантазию и оригинальность мышления.
Сначала мы читали ту или другую сказку А.С.Пушкина, а потом я обучала детей различным способам и приемам пластилинографии.
Например, после прочитанного отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» я показала воспитанникам два способа изображения кроны и ствола дуба, о котором идет речь в начале этого произведения. Это раскатывание жгутиков из пластилина с помощью рук или их выдавливание с помощью шприца. Последний способ носит название «контурная пластилинография».
Главным героем второй страницы книги стал ученый кот. Кота изображали разными способами - с помощью давилки для чеснока, которую предварительно принесли из дома родители, шприца или замазывания пластилином предварительно обведенного по трафарету кошачьего силуэта с последующим украшением его дополнительным декоративным материалом.
В ходе занятия наш кот желал попасть на остров Буян, а помочь ему в этом должна была плавающая по морю Царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане». Для того чтобы изобразить море, мы с детьми стали вспоминать, как оно выглядит, когда дует ветер, какие краски используют в изображениях моря различные художники. Дети с удовольствием рассматривали иллюстрации морских пейзажей художника И.К.Айвазовского. Далее я объяснила им, как с помощью пластилина можно нарисовать море, используя прием смешивания цвета и растягивания-размазывания его по поверхности. Лишний пластилин дошкольники учились срезать с помощью стеки для получения более ровной и гладкой поверхности. Многие достаточно тяжело осваивали этот способ рисования, у них быстро уставали пальцы, но при этом никто из ребят не отказался от работы, все доделали до конца. Работы получились очень красивыми и насыщенными по цветовой гамме. Так дети ознакомились с новым способом изображения в технике пластилинографии - пластилиновой растяжкой на плоскости.
При знакомстве с мозаичной пластилинографией использовали «Сказку о царе Салтане» и «Сказку о рыбаке и рыбке». Я показала, как с помощью пластилиновых шариков можно закрасить силуэт.
Когда мы работали со «Сказкой о царе Салтане», сначала ребята обводили фломастером на прозрачной основе силуэт белки в тереме, затем самостоятельно закрашивали его пластилином, подбирая цветовую гамму. По мере готовности основа переворачивалась и прикреплялась на цветной картон, что создавало тоновую закраску рисунка. Это вызывало у детей восторг и желание скорее закончить и перевернуть работу, чтобы посмотреть, что получилось.
Когда все сказки были прочитаны, я провела итоговое занятие. На нем мы вспомнили, какие способы изображения в технике пластилинографии нам пришлось использовать. Каждый ребенок просматривал свою папку с работами и вспоминал, к каким сказкам А.С.Пушкина у него были сделаны иллюстрации. Также я рассказала детям, из чего вообще состоит любая книга. Выяснилось, что нашим книгам не хватает обложек. Я предложила дошкольникам самостоятельно их изготовить, используя уже известные способы пластилинографии. Дети энергично смешивали цвета, проявляли активность и заинтересованность.
В процессе работы у детей развивались такие качества, как воображение, самостоятельность, трудолюбие, усидчивость. Дошкольники освоили разнообразные способы нового для них вида деятельности. Для получения более ярких образов они научились использовать различные выразительные средства, для передачи фактуры - шерсти животных или чешуи рыбы - применять подручные инструменты, такие как шприц, стека, давилка для чеснока.
А напоследок многие по собственной инициативе выучили отрывки из так полюбившихся им пушкинских сказок.

Марина МАЙОР,
воспитатель школы №2000