Первый принцип - проверка информации
В начале урока перед детьми ставится вопрос или дается задача. Потом выслушиваются и записываются гипотезы. Любые, даже явно неверные, и те, которые вроде бы совсем не в тему. Затем все они проверяются. И чем их больше, тем интереснее, хоть и сложнее для учителя.
А как иначе научить детей проверять информацию, чтобы не попадать потом в сложные жизненные ситуации? Конечно, есть гипотезы, которые могут поставить в тупик даже взрослых. Но чаще всего сами дети могут прийти на помощь.
Также нам помогает «Книга тайн и открытий». Все наши вопросы и гипотезы мы записываем в нее. Но если мы пока не можем ответить на какой-нибудь вопрос или проверить выдвинутую гипотезу, то всегда можно вернуться к этой странице через несколько дней, недель или даже на следующий год, когда у нас будет больше знаний и опыта.
Вот, например, попробуйте ответить на вопрос: что внутри фасолинки? Фасоль? А там еще росток и корешок, две дольки, кожица... Один ученик высказал гипотезу, что там картофель. Очень уж вкус похож… Стали проверять на крахмал. Ведь картофель, как известно, главный поставщик крахмала. Но и в фасоли он есть. Вот и попробуйте теперь доказать, что фасоль и картофель - это разные вещи!
Еще пример: почему говорят, что нельзя оставлять в лесу мусор? Ну что тут такого опасного? Давайте проверим! Для этого мы собираем различные предметы как пищевого, так и не пищевого назначения. Среди них конфеты в обертке и без, сыр, колбаса, помидор, пластиковый стакан, полиэтиленовый пакет, деревянный карандаш, металлическая скрепка... Как вы думаете, что мы будем делать со всем этим богатством? А мы зароем его, как ценный клад, в землю осенью, чтобы потом выкопать весной. Но не просто зароем, а сделаем предположения, что станет с каждым предметом через 8‑9 месяцев. А весной, конечно же, проверим наши гипотезы. И получим наглядное доказательство того, почему нельзя оставлять мусор в лесу или на берегу реки.

Второй принцип - самооценивание
Речь идет не только об оценке себя, мол, получил или не получил новые знания на уроке. Мы обращаем внимание и на то, был ли ученик на уроке активен, внимателен, помогал ли товарищам, или они помогали ему.

Третий принцип - частое использование работы в парах и группах
Это дает детям возможность научиться обмениваться информацией, а значит, взаимно обучать друг друга. Причем каждый участник группы играет определенную роль. Если не справляется сам, значит, ему помогают остальные участники. Причем роли одного и того же ученика меняются от урока к уроку. То он координатор группы и отвечает за слаженную работу всех ее участников. То он иллюстратор и делает необходимые схемы или зарисовки. То он писарь и записывает информацию в рабочих листах. То он дежурный и следит за порядком на рабочем месте. То он завхоз и приносит необходимое оборудование для практических работ, а также следит за его правильным использованием. Могут быть и другие роли, тут уж зависит от темы урока и фантазии учителя. Зачем нужны роли? Во-первых, это помогает организовать работу. Во-вторых, это первые шаги на пути профориентации. У нас в школе бывают и метеорологи, и зоологи, и журналисты, и ботаники, и астрономы - люди самых разных профессий и специальностей.

Четвертый принцип - использование оборудования, созданного своими руками
Здесь играют роль и вопросы экологии, и потребность в обучении моделированию и конструированию. Сейчас в магазинах продаются замечательные игрушки (дома, кареты, машины, солдатики), поэтому дети разучились придумывать и создавать что-то сами. А ведь в жизни не всегда можно купить необходимые в быту вещи, но часто есть возможность сделать их самостоятельно. Нужно только применить смекалку и умения.
Скажем, на математике мы изучаем, что такое объем, и одновременно рассматриваем работу метеоролога по измерению количества осадков. Задача - сделать дождемер. Для этого требуется найти емкость с более-менее ровным дном (такие есть у определенных пластиковых бутылок), отрезать верхушку и нанести разметку. Мы не ищем легких путей. Сначала делаем весы из скрепок, веревочек, картонных подставок. Потом изготавливаем из глины или пластилина гирьки разного веса. Затем взвешиваем маленькую дополнительную емкость, которую будем использовать как эталон 10 мл, наливаем в нее воду до нужного нам веса (10 г) и проверяем этот вес. И, наконец, при помощи эталонной емкости делаем разметку с длиной делений в 10 мл, выставляем прибор в дождь на улицу и замеряем количество осадков. А теперь посчитайте, сколько навыков и знаний приобрели и закрепили дети, занимаясь такой работой.
Или возьмем тему строения систем человеческого организма. Вам случалось наблюдать за процессом переваривания пищи? А мы с детьми делали такую модель. А еще строили собственный городок и составляли его план. Изготавливали ветро­указатель, привязав к палочке полиэтиленовый пакетик. И силу, и направление ветра чудесно показывает!

Цифровые технологии
Фотографии, видеосюжеты и даже мультфильмы дети делают сами (правда, под руководством учителя). Использование цифровых микроскопов - большое подспорье в этом процессе.
Особенно ребята любят снимать мультфильмы. Думаете, это так просто? Так, если вы взяли тему про жизнь насекомых, то нужно сначала понаблюдать, как они двигаются. Помните советский мультфильм, где у сороконожки спросили, как она ходит, и она упала? Так вот, насекомые передвигают все свои конечности в определенной последовательности. А где они откладывают яйца - под листом, на листе или вообще в земле? Как из гусеницы получается кокон - заворачивается или внутри созревает? Что у бабочки сначала из кокона появляется - голова или крылышки? Теперь попробуйте это передать в процессе съемки мультфильма... Разбирая все эти вопросы, мы смогли выучить метаморфоз насекомых.
И это лишь малая часть того, что входит в состав методики. Остается добавить, что работаем мы… с начальными классами! Ведь очень важно с самых ранних лет прививать детям интерес к окружающему миру, что и учебу делает увлекательной.

Елена ДАВЫДОВА, учитель начальных классов школы №1466, старший преподаватель кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе МПГУ