В 2011 году впервые в Салехарде в детском саду №9 «Кристаллик» открылась инклюзивная группа, которую наряду со здоровыми малышами посещают и дети с нарушениями зрения - слепые и слабовидящие.
Педагоги «Кристаллика» первыми в городе стали использовать инновационную форму коррекционного образования, ее суть в полной инклюзии. Малыши с ограниченными возможностями здоровья включаются в коллектив здоровых сверстников на правах равных партнеров.
Инклюзивная образовательная среда для детей с нарушениями зрения - это прежде всего адаптированный индивидуальный маршрут развития ребенка, вариативность и гибкость образовательной среды.
Коррекционно-педагогическую работу с детьми с нарушением зрения ведет группа педагогов: воспитатель, педагог-психолог, логопед, учитель-дефектолог (тифлопедагог). Индивидуальные занятия с детьми выстраиваются на основе развития зрительного, слухового, осязательного восприятия.
Благодаря сотрудничеству с Институтом коррекционной педагогики Москвы большинство педагогов детского сада прошли курсы повышения квалификации по теме «Методы и приемы при работе с детьми с проблемами зрения».
Медико-восстановительные и оздоровительные мероприятия для воспитанников с нарушением зрения проводят такие специалисты, как врач-окулист, врач-педиатр, медсестра-ортоптистка, физиомедицинская сестра, медсестра по массажу, инструктор ЛФК, инструктор по физической культуре.
Для этого имеется необходимое оборудование - реабилитационно-техническое, тифлоучебное, тифлоинформационное, игровое оборудование, тренажер Гросса, а также физио- и массажный кабинеты, кабинет лечебной физкультуры, два специализированных офтальмологических кабинета, оснащенных современным медицинским оборудованием (более 20 аппаратов), кабинет БОС, психоэмоциональный, логотерапевтический.
Для того чтобы слепым, слабовидящим малышам было комфортно, в детском саду созданы специальные условия: сигнальная маркировка дверей, смягченные углы, поручни, различные тактильные знаки для свободного передвижения воспитанников, брелоки, с помощью которых ребенок на ощупь может определить свое место, шкафчик, полотенце и другие предметы. Благоустроены прогулочные площадки для детей с ОВЗ.
Создание инклюзивной группы, ее успешная работа и высокая результативность получены благодаря взаимодействию различных служб, участию учреждения в программах муниципального и регионального уровней. Так, у нас есть микроавтобус, который по графику доставляет детей и родителей в детский сад и домой.
Малыши с инвалидностью участвуют во всех праздниках, конкурсах, утренниках, развлечениях, концертах. Это помогает им раскрывать все свои таланты, танцевать, петь и даже рисовать.
Особая образовательная среда обеспечивает детям с инвалидностью доступное качественное образование, психолого-медико-педагогическое сопровождение и социальную адаптацию. При этом повышается уровень педагогической компетентности родителей особых детей, расширяются социальные контакты таких семей.
Опыт детского сада привлекает внимание коллег из России и из-за рубежа. Высокую оценку системе коррекционной работы и созданным в детском саду условиям для детей с ОВЗ дали коллеги из города Рованиеми (Финляндия).
С 2017 года детский сад обменивается опытом с детским садом «Елочка» из Дюссельдорфа (Германия), проводя очные стажировки и онлайн-курсы для воспитателей.
С 2015 года слепые и слабовидящие выпускники нашего сада поступают в первые классы специализированных учреждений в разных городах страны. По словам их родителей, высокий уровень подготовки к школе позволяет особым детям не только быстрее социально адаптироваться к новым условиям, но и успешно осваивать образовательную программу.
Главный принцип работы каждого специалиста в детском саду «Кристаллик» - видеть мир сердцем и учить этому других. Все они помогают детям лучше видеть, не забывая о том, что самое главное можно увидеть только сердцем.

Светлана ЧЕСНОКОВА, заведующая детским садом №9 «Кристаллик»
Салехард