Качественная переоценка роли и значения современного этнокультурного образования, его образовательных функций в условиях нашего региона заставили нас приблизиться к созданию совершенно новой модели в этом направлении - образовательного передвижного этнопарка.
Для яркого восприятия учащимися предметов народного творчества необходимо особое культурное пространство, то есть дети должны понимать не только как, но и почему и для чего создавались те или иные орудия труда, вышивки, домашняя утварь, колыбельные, сказки - все то, чем богата народная культура.
Смоделировать такое культурное пространство в Доме детского творчества помогает проект «Образовательный передвижной этнопарк «Аркториум», направленный на изучение основ этнической культуры коренных народов Ямала.
«Аркториум» - это Ямал в миниатюре, это этнокультурная модель, объединяющая традиции и инновации нашего региона. Проект позволяет всем желающим окунуться в колоритный, увлекательный и познавательный мир коренных народов Ямала с присущими им взаимоотношениями, способом ведения хозяйства, ремеслами, фольклором, манерами праздничного и будничного поведения. Особый акцент в проекте «Аркториум» сделан на использовании так называемого местного материала, собранного в ходе этнографических экспедиций, богатой экспозиционной коллекции краеведческого музея, где имеются экспонаты разных периодов истории Руси и Ямало-Ненецкого автономного округа с начала XVI века и до нашего времени.
Охватить широкие массы участников для ознакомления и изучения истории и традиций малочисленных народов Ямала в рамках этнопарка «Аркториум» позволяют организация культурно-просветительской программы для взрослых и детей и реализация образовательной программы для дошкольников и учащихся школ.
Культурно-просветительская программа «Путешествие по этнопарку «Аркториум» включает 4 тематические экспедиции: «В гармонии с природой» знакомит посетителей с природным циклом, хозяйственно-промысловой деятельностью и опытом природоохранных принципов малочисленных коренных народов Ямала в единстве с природой, которые ярко отражаются в театрализованных представлениях народных праздников из этнокалендаря и передают этнографическую точность и стилевое свое­об­ра­зие представляемых традиций и обрядов; «Гостеприимный Ямал» приобщает обучающихся к процессу изучения этнической культуры народов, проживающих на территории Ямала, представленной национальными традициями, художественным творчеством и декоративно-прикладным искусством, изучение фольклора дает возможность знакомиться с языками, народными состязаниями и играми; «Олень - основа жизни» знакомит с увлекательным миром оленевода, северным оленем, животным, играющим в жизни коренных жителей Ямала ключевую роль, обеспечивая их питанием, одеждой, жилищем и транспортом, а также художественно-прикладными промыслами оленеводства. В рамках экспедиции обучающиеся, используя наборы конструкторов и декорации из различного материала, создают творческие мини-проекты, в которых отображаются жизнедеятельность коренных народов Севера и виды традиционных промыслов; «Очаг - начало жизни» формирует представление о чуме как уникальной модели взаимоотношения людей с окружающим миром. В ходе экспедиции знакомятся с традиционным укладом жизни, хозяйственно-бытовой культурой, народным календарем и основными семейными обрядами, ритуалами, обычаями, традициями коренных малочисленных народов Ямала.
Экспедиции последовательно в течение учебного года меняются через два месяца.
Каждый гость совершит погружение в этнокультурную среду, пройдя по площадкам этнопарка «Хранитель тайн и историй», «Наследие предков», «Этнолего-конструирование», «Диалог культур», «Этнособытие».
Посетитель получает буклет с кратким описанием работы образовательного этнопарка, маршрутом передвижения по тематическим площадкам, этнографической викториной в виде вопросов и ответов и системой оценки работы выставки в целом, голосования за наиболее понравившуюся тематическую площадку.
Посещение этнопарка начинается с древней ненецкой традиции - обряда очищения огнем. Посетители становятся вокруг костра, подносят ладони к огню, как бы берут огонь руками и «омывают» им лицо, плавными движениями проводят по рукам, по телу и ногам, при этом приговаривая: «Кыв-хыв…»
Оказавшись на интерактивной выставке площадки «Диалог культур», посетитель знакомится с экспозицией детских работ декоративно-прикладного творчества, с видеосюжетами мастер-классов по изготовлению традиционных оберегов и сувениров, участвует в экспресс-мастер-классах по изготовлению сувениров и традиционных оберегов.
Площадка «Наследие предков» знакомит с традиционными старинными промыслами, легендами и мифами, символами ненецкого рода, выставочными экспонатами - предметами и инструментами. Здесь все неповторимо - сумки, костюмы, обувь из рыбьей кожи, сукна и меха, традиционные украшения из позвонков рыбы и бисера.
В ходе демонстрационного мастер-класса можно понаблюдать за изготовлением украшений в старинных техниках, понять технологию обработки рыбьей кожи и позвонков северных рыб. В декоративном чуме можно поиграть в интеллектуальные игры коренных народов Ямала.
Самобытен неповторимый мир коренных народов Севера. Таинство обрядов и ритуалы, красота национальных костюмов, легенд и традиций, жанровые театрализованные представления народных праздников, глубина и колорит песен Арктики - все это раскроется посетителям парка на площадке «Этнособытие».
События этнокалендаря - «Праздник трясогузки», «Проводы лебедя», «Вороний день», «Медвежий праздник», «Встреча солнца», символизирующий начало новой жизни, - передают этнографическую точность и стилевое своеобразие представляемых традиций.
Также на площадке «Этнособытие» есть замечательная возможность посетителям проявить свои силу и ловкость, поиграв в подвижные игры народов Севера «ярколава» (ловля оленей), «ханена» (охотник), «хано нимня санарма» (прыжки через нарты), «тиртя тубка» (метание топорика) «тыранийко» (кулачки). Народные песни и танцы сохраняют колорит коренных народов Арктики, доставляют эстетическое наслаждение.
На площадке «Хранитель тайн и истории» посетитель узнает о традиционном укладе жизни и быте коренных народов Ямала. Получит представления о чуме как уникальной модели взаимоотношения людей с окружающим миром, ознакомится с хозяйственной и бытовой деятельностью народов ханты, селькупы, тундровых и лесных ненцев.
При переходе от площадки к площадке посетителей приятно удивят гармоничное сосуществование древних традиций и рождение передовых достижений современности. Это умение видеть истинную красоту в простоте, помнить свою историю и создавать новую отражается на площадке «Этнолего-конструирование». Своим возникновением она обязана сплаву неудержимой фантазии и инженерной мысли педагогов и учащихся, занимающихся робототехникой и изучающих край, в котором живут.
Площадка «Этнолего-конструирование» демонстрирует замечательные творческие проекты, сделанными детьми, в которых участники смоделировали и отобразили жизнедеятельность коренных народов Севера в разное время года, виды традиционных промыслов и животных северного края, используя наборы конструкторов и декорации из различного материала.
Посетителей ждут интересные показательные мастер-классы по инженерному делу и робототехнике.
Завершается маршрут этнопарка обрядом «Светлое дерево». У коренных жителей тундры есть такая традиция: покидая памятное место, чтобы вернуться обратно, они обязательно завязывают ленточку на Светлом дереве, загадывая при этом желание, чтобы их не покидали удача, здоровье и благополучие.
Образовательное направление осуществляется через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Аркториум». В образовательном процессе участвуют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Основными формами приобщения к национальной культуре являются практические занятия, игры (предметные, сюжетные, ролевые, эвристические), мастер-классы, экскурсии и др. В результате изучения программного материала обучающиеся знакомятся с фольклорно-этнографическими экспозициями музея, хозяйственно-бытовой культурой, народным календарем, с основными категориями социо­нор­ма­тив­ной культуры этноса - ритуалами, обрядами, обычаями, традициями и народным творчеством коренных малочисленных народов Ямала.
С целью пополнения этнографического материала, который необходим для осуществления мероприятий в рамках образовательного этнопарка «Аркториум», проводятся выездные экспедиции в стойбища тундровых ненцев, рыбацкие поселения. Экспедиция «Связующая нить времен» позволила педагогам и учащимся ДДТ на основе личного контакта с местным населением Тазовской тундры собрать богатый этнографический материал, который лег в основу исследовательских и творческих работ учащихся и послужил источником методических разработок педагогов.
Таким образом, проект «Образовательный этнопарк «Аркториум» нацелен на формирование у учащихся чувства национального самосознания и толерантного отношения к культуре других народов, получение дополнительных знаний и умений и развитие интереса к самостоятельной работе и углубленному изучению предложенных тем, гармонизацию, межличностных отношений.
Сегодняшний этнопарк «Аркториум» - это результат большого труда коллектива единомышленников Дома детского творчества города Нового Уренгоя, в котором бережно хранят традиции коренных малочисленных народов Севера.

Полина ШУМОВА, директор Дома детского творчества
Новый Уренгой