Ямал - это наш российский Клондайк. По запасу газа ему нет равных не только в России, но и во всем мире. Суммарный запас всех газовых месторождений Ямала около 27 триллионов кубометров газа, а еще полтора миллиарда тонн газового конденсата, 300 миллионов тон нефти. По сути, Ямал обеспечивает теплом не только Россию, но и всю Европу.
Чтобы разведывать, добывать и перерабатывать природные богатства полуострова, нужны высококвалифицированные рабочие кадры для комплексных инфраструктурных проектов, сосредоточенных в регионе: «Северный широтный ход», «Ямал СПГ», «Порт Сабетта». И если раньше, как правило, тут работали вахтовики, то сегодня на смену им приходят те, кто живет здесь постоянно, для кого Ямал - родина.
Многопрофильность и многоуровневость - формула успеха в условиях моногорода.
В условиях промышленных моногородов представляется целесо­образным функционирование одной, но многопрофильной образовательной организации среднего профессионального образования.
Были произведены структурные изменения в системе среднего профессионального образования: после оптимизации все учреждения преобразованы в многопрофильные колледжи. Многопрофильность колледжей обеспечивается разнообразием направлений подготовки студентов. Чутко реагируя на потребности рынка труда, колледжи остаются мобильными в части изменения набора специальностей и профессий. Одни специальности и профессии заменяются другими.
Такой подход не грозит перепроизводством ненужных экономике города и региона специалистов, при этом подготовка по некоторым актуальным направлениям ведется постоянно. А широкий спектр направлений подготовки позволяет абитуриенту сделать выбор в пользу востребованной специальности с учетом своих образовательных потребностей.
Созданы научно-образовательные комплексы, соответствующие опорным зонам опережающего развития экономики Ямала. Перечень рабочих профессий и специальностей соответствует кадровой потребности каждой опорной зоны.
Обеспечивая получение востребованной специальности, колледжи ориентированы на качество обучения, поскольку возрастающая конкуренция на рынке труда ставит систему профессионального образования перед необходимостью повышения качества подготовки кадров.

Бурильщики, машинисты, резчики по кости…
Уникальный проект «Рабочие кадры для Арктики» нацелен на создание системы опережающей подготовки и поставки кадров, востребованных на рынке труда автономного округа. Его основу составляет перечень приоритетных профессий и специальностей среднего профессионального образования для Ямала. В него вошли наряду с 20 профессиями из Топ-50 и 10 арктических: «бурильщик эксплуатационных и разведочных скважин», «машинист технологических насосов и компрессоров» и т. д.
Профессиональное образование на Ямале получают студенты из числа коренных народов Севера. «Резчик по кости», «кочевой учитель и воспитатель», «специалист по национальным видам спорта» - эти профессии нужны для сохранения культуры и традиций народов Севера.
Организационная модель проекта позволяет синхронизировать работу правительства округа, органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и ямальских колледжей по созданию системы опережающей подготовки и поставки кадров.
Стратегические решения о подготовке рабочих кадров принимаются на Совете по кадровой политике при губернаторе округа.
Корпоративные ресурсные учебные центры определяют содержание работы колледжей и предприятий, они, по сути, являются прообразом новой модели подготовки и переподготовки кадров, объединяющей ресурсы для практической подготовки студентов и сотрудников компании в условиях, приближенных к производству. Это позволяет формировать новый тип высококвалифицированных рабочих, обладающих необходимыми компетенциями для внедрения передовых технологий в Арктике.
Такой центр впервые создан и открыт в 2017 году в Муравленковском многопрофильном колледже совместно с Газпромнефть-Муравленко. Центр оборудован уникальным многофункциональным тренажером, позволяющим в 2D- и 3D-формате отрабатывать навыки по различным способам добычи нефти (фонтанный, механизированный, газлифт), ликвидировать аварийные ситуации. В центре создана цифровая модель реального производства - уникальная пространственная среда, ориентирующая студентов и сотрудников компании на корпоративные стандарты.

Практико-ориентированное дуальное обучение
Базовым механизмом обучения рабочим профессиям становится практико-ориентированное (дуальное) обучение на основе целевого заказа предприятий и активного участия работодателей на разных этапах обучения, в том числе введения демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс» Россия.
Ведущей практикой в этом направлении в округе выступает взаимодействие Тарко-Салинского профессионального колледжа и НОВАТЭК-Таркосаленефтегаз, группы компаний «Инвестгеосервис» по организации практики в условиях предприятий с закреплением наставников по профессиям «бурильщик эксплуатационных и разведочных скважин», «оператор (моторист) по цементажу скважин».
Ключевое направление для развития проекта «Рабочие кадры для Арктики» - участие в движении «Молодые профессионалы» («Ворлдскиллс» Россия).
С 2015 года автономный округ стал ассоциированным членом «Ворлдскиллс», проводит чемпионат на региональном уровне и выставляет сборную на национальном чемпионате. Сегодня в ямальских колледжах созданы условия по 32 компетенциям «Ворлдскиллс», по которым проводятся отборочные соревнования.
Яркий результат такой работы - участие наших ребят в последних двух финалах национального чемпионата. Студент из Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий включен в расширенный состав национальной сборной по компетенции «Инженерный дизайн CAD».
Ведущим ямальским колледжем по развитию движения «Ворлдскиллс» Россия является Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий, вошедший по итогам 2017 года в Топ-100 колледжей России по рейтингу союза.
Проект «Рабочие кадры для Арктики» позволяет решить задачу кадрового обеспечения промышленного роста на Ямале с активным участием крупных предприятий, реализующих комплексные инфраструктурные проекты в регионе.
Инновационный опыт региона позволил представить проект на Московском международном салоне образования-2018 и был отмечен медалью Минобрнауки России за вклад в развитие образования.
Проект вошел в 15 лучших практик Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития, проводимых Агентством стратегических инициатив, в номинации «Создание условий, направленных на рост экономического потенциала региона».
Основная наша цель системы проф­теха - повышение доли трудоустроившихся выпускников колледжей. Благодаря сложившимся практикам взаимодействия с работодателями ежегодно почти 65% выпускников трудоустраиваются на предприятия и организации округа. Среди ведущих - ООО «Газпромдобыча Надым», ООО «Газпромбурение», АО «Ямалкоммунэнерго», АО «Ноябрьскнефтегаз - Газпромнефть», ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница» и др., а также учреждения культуры, детские сады, школы.
Наиболее востребованы выпускники, получившие среднее профессиональное образование по следующим специальностям и профессиям: «лечебное дело», «сестринское дело», «моторист (машинист)», «мастер жилищно-коммунального хозяйства», «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «судовождение», «техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», «слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике», «сварочное производство», «автомеханик».

Марина КРАВЕЦ, директор Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа