Постоянное передвижение тундровиков, смена местоположения стойбища не позволяют детям в этих семьях ходить в стационарные детские сады и готовиться к обучению в школе, детские сады территориально отдалены от традиционных мест каслания. Это неблагоприятно сказывается на успешности обучения детей в школе.
Чтобы дети коренных малочисленных народностей получили качественное доступное образование, в округе был разработан и реализован региональный проект «Кочевая школа». Его суть в максимальном приближении обучения детей коренных малочисленных народов Севера к местам кочевий.
В региональный закон «Об образовании» внесены статьи, определяющие выбор кочевой формы обучения на уровне дошкольного и начального общего образования. Установлена повышенная зарплата за разъездной характер работы учителям, обучающим детей в местах кочевий.

Школа идет за учеником
Если ученик не может прийти в школу, то школа идет вслед за учеником.
Если дети вместе с родителями проживают в тундре в условиях этностойбища, рыболовецкого стана, то обучение происходит в специально созданных чумах либо модульных зданиях, оснащенных необходимым учебным оборудованием. Педагоги базовой школы работают вахтовым методом.
Зачастую кочевые воспитатели и учителя работают непосредственно в местах кочевий. Модель используется, в случае если семьи тундровиков проживают на очень большом расстоянии от населенных пунктов.
Уроки проводятся в чуме - национальном мобильном жилище ненцев, ханты. По форме чум напоминает конический шалаш из жердей, покрываемых оленьими шкурами.
Летом ежегодно проводится масштабная акция «Готовимся к школе» в местах кочевий. За это время выросло число детей, желающих идти в школу.
Важным социальным эффектом кочевого обучения является то, что дети получают предшкольную подготовку в месте, где проживает семья, не теряя при этом навыков общения на родном языке, сохраняя культурно-исторические традиции и обычаи коренного народа.
Расскажем о самых известных практиках кочевого образования.

Школа Анны Неркаги
Анну Неркаги хорошо знают за пределами Ямала как писательницу и этнопедагога, основателя и подвижника кочевого образования в современной истории нашего края.
Анна Неркаги создала школу в предгорьях Полярного Урала, в ямальском поселке Лаборовая и на фактории «Земля надежды», на 20 километров в глубь тундры. Это место почти отрезано от Большой земли, добраться сюда можно на вертолете или вездеходе.
Кочевые ненецкие семьи перемещаются на нартах с оленьими стадами, с походными домами-чумами в радиусе 50‑70 километров от этого места, их дети учатся в школе Анны Неркаги.
Уникальность школы в организации образовательного процесса, подборе содержания образования и условий реализации образовательной программы, которые строятся на авторских идеях педагога.
По мнению Анны Неркаги, главное - сочетать обучение в школе со свойственным детям тундры ежедневным трудом - выпасом оленей, сбором ягод и грибов, ловлей рыбы, ведением хозяйства в чуме. Эта базовая идея этнопедагогики гармонично дополняется воспитательным компонентом - активной ориентацией ребенка на познание самого себя, природы родного края, что необходимо для будущего самоопределения.
Эта практика дает подростку возможность выбрать для себя наиболее приемлемый путь: продолжить вести традиционное хозяйство (оленеводство), получить понравившуюся профессию и иметь возможность вернуться в тундру (ветеринаром, кочевым учителем, воспитателем и пр.) или остаться в городе, поселке.
- Мы самодостаточные люди, - говорит Анна Павловна. - Все, что создано в школе, сами на свои средства строим и своими руками. Природа у нас красивая, земля прекрасная. Я перед собой поставила задачу: показать не только внешнюю красоту, но и внутреннюю, глубинную, красоту земли, потому что внешняя красота без глубин вообще ничего не значит. Поэтому все наши вылазки-походы облекаются в духовно-нравственную форму. Здесь построены учебные здания, обустроены учебные классы, дома для педагогов, закуплены вездеходы «Трэкол», снегоходы, рыболовные снасти, лодки. В общей сложности оборудованы 10 чумов, построены небольшой собор Святой Троицы, изба-читальня.
Здесь все делается силами детей: девочки ставят чумы, готовят, мальчики рыбачат, разводят огонь, управляются с оленьим стадом. Для Анны очень важно приучить детей к каждодневному труду. Все, кто посещал ее семью, отмечали, что тут трудятся даже самые маленькие дети - двухлетний малыш тащит веточки для костра. Даже в строительстве храма дети принимали непосредственное участие.
Школа Анны Неркаги - единственная образовательная организация на Ямале, которая приспособлена к тому, чтобы проводить этнокультурные и этнопедагогические занятия в течение всего календарного года.

Образовательный
узел «Паюта» (Приуральский район)
Дети вместе с родителями проживают в тундре, а обучение происходит в модульном здании, установленном на фактории. Семьи на пути каслания оленей приезжают на факторию, чтобы отдохнуть, закупить продукты, получить лечение и пройти осмотр в фельдшерско-акушерском пункте (ФАП). В это время для детей организуется предшкольная и школьная подготовка. Условия для этого отличные: 10 ученических и одно рабочее место учителя, оснащенные компьютерами и доступом к Интернету через спутниковую связь.

Стойбище «Медвежья гора» (Пуровский район)
Школа рассчитана на учащихся начальной школы, родители которых проживают на стойбище «Медвежья гора». В сезонной кочевой школе созданы все условия для реализации образовательного процесса.

Кочевой воспитатель (Шурышкарский район)
Если семьи кочевников проживают на очень большом расстоянии от каких-либо населенных пунктов, тогда работа педагога носит разъездной характер, связанный с касланием вместе с оленеводческой бригадой или семьей частников с места на место на большие расстояния (до 1000 км).
В Тазовском районе реализуется программа дополнительного образования детей «Организатор предшкольной подготовки детей» - «Авангард». Суть программы в подготовке старшеклассников для работы на летних кочевых площадках по предшкольной подготовке детей в возрасте от 4 до 7 лет, проживающих в тундре. Положительным результатом этой практики стала успешная адаптация детей в коллективе сверстников, к жизни в интернате, к школьному обучению. Эта практика помогает и старшеклассникам с выбором профессии, большинство из них поступают в Ямальский многопрофильный колледж по педагогическому профилю подготовки или в педагогические вузы.
По сути, кочевое образование Ямала состоит из маленьких историй, которые вместе, как мозаика, складывают картину кочевой школы.
Региональный институт развития образования ведет работу по методическому сопровождению образовательной деятельности в рамках кочевого образования с учетом стажировок, выезда методистов на места кочевий.
Разрабатываются и издаются учебно-методические комплекты: изданы 5 учебно-методических пособий для кочевых учителей и воспитателей, созданы рюкзачки для малышей «Ямалко» и «Предшкола».

Не теряя связи с корнями
Чтобы обеспечить округ педагогическими кадрами, в Ямальском многопрофильном колледже ведется обучение по специальностям «педагог дошкольного образования» и «преподавание в начальных классах» с дополнительными специализациями «кочевой воспитатель» и «кочевой учитель». Студенты изучают дисциплины, необходимые для работы в кочевой школе: «Родной язык», «Методика преподавания родного языка», «Практикум устной и письменной речи», «Теория и методика развития речи детей», «Психология», «Этнология», «Культура народов Севера».
Программа подготовки построена на сочетании традиционного обучения в условиях колледжа с прохождением практики в условиях кочевья и этностойбища (выездные сессии).
Мы не ставим задачу увеличения охвата кочевым образованием любой ценой, каждый раз это социальный заказ со стороны населения.
Важный социальный эффект кочевого обучения - это то, что дети получают дошкольное образование (предшкольную подготовку) в месте, где проживает семья, не теряя при этом навыков общения на родном языке, сохраняя культурно-исторические традиции и обычаи коренного народа.
Опыт и успешная практика Ямала в организации образования детей коренных народов Ямала находят признание на всероссийском и международном уровнях.
Региональная практика общего образования «Кочевая школа» отмечена в числе лучших на заседании Госсовета (Москва, 23 декабря 2015 года). Опыт реализации проекта «Кочевая школа» на Ямале был представлен на XV сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов (США, Нью-Йорк, май 2016 года). Практика организации кочевого образования детского сада «Росинка» и школы-интерната д. Харампур Пуровского района принесли Ямалу 1‑е место во Всероссийском конкурсе лучших муниципальных практик органов местного самоуправления.
Несмотря на развитие кочевого образования на Ямале и в других регионах, где проживают коренные малочисленные народы Севера, остаются проблемы, которые требуют решения на федеральном уровне. Так, на законодательном уровне представляется необходимым введение понятия «кочевая форма образования», требует урегулирования вопрос лицензирования образовательной деятельности в местах кочевий, материального и финансового обеспечения работы учителей, вовлеченных в организацию кочевого образования.
27 июня 2019 года состоялось важное событие - совместное совещание Министерства просвещения РФ и Комитета по вопросам образования и культуры Совета Федерации по вопросам особенностей получения образования детьми, проживающими в Арктической зоне. Под председательством министра просвещения Ольги Юрьевны Васильевой и главы комитета Зинаиды Федоровны Драгункиной обсуждены предложения северных регионов по обеспечению равного доступа детей из числа коренных малочисленных народов Севера к качественному образованию.
Педагогическое сообщество Ямала рассчитывает на объединение усилий всех заинтересованных сторон в развитии кочевого образования.

Ирина СИДОРОВА, советник губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, к. п. н.