Однако, чтобы измениться, перейти на новый уровень, педагогу необходима поддержка со стороны системы повышения квалификации, дополнительного профессионального образования. Здесь практикуются самые разно­образные формы совершенствования профессионального уровня учителя: региональные предметные олимпиады, форумы учителей, каникулярные школы, педагогические образовательные сессии, конкурсы методических разработок…

Олимпиада для педагогов
С 2015 года раз в два года проводится региональная олимпиада учителей. Задания, а их разработали ведущие ученые страны, уже выполнили около двух тысяч учителей математики, физики, химии, биологии, географии, русского языка и литературы.
По мнению педагогов, олимпиада помогает выявить профессиональные трудности и пробелы в знаниях, а потом выстроить работу по их устранению. Для учителей-олимпиадников проводится публичный разбор задач, а затем серия методических мастерских и мастер-классов по проблемным моментам.
Активно работают педагоги в рамках регионального Форума учителей (педагогов, преподавателей). С 2014 года удалось организовать дискуссионные площадки по актуальным вопросам развития современного математического образования, преподавания естественно-научных и гуманитарных предметов. Разумеется, в числе приоритетных обсуждаются проблемы, связанные с реализацией ФГОС, национального проекта «Образование», применения в работе инновационных методов и технологий, работа по новым учебникам и пособиям.
Участие в мероприятиях рассматривается как краткосрочное повышение квалификации и учитывается по кредитно-модульной (накопительной) системе, которая реализуется в автономном округе.
Главная цель всех курсовых мероприятий - их практическая полезность для учителя. В этом плане педагоги очень любят каникулярные школы, которые проводятся два раза в год - осенью и весной. Они включают в себя практико-ориентированные семинары, методические мастерские, мастер-классы, тренинги по решению задач.

Образовательные сессии
Еще одна форма повышения квалификации - педагогические образовательные сессии. Они помогают систематизировать опыт по участию в конкурсном движении «Учитель года России».
Будущие участники муниципального и регионального этапов Всероссийского конкурса «Учитель года России», руководители и заместители руководителей школ, методисты муниципальных методических служб автономного округа, победители гранта «Новый учитель Ямала», учителя-наставники, учителя-исследователи, учителя-методисты, представители Совета молодых педагогов Ямала ежегодно участвуют в данных стажировках на базе лучших школ региона.
В отличие от участников традиционной стажировки педагог не пассивный слушатель лекции или зритель мастер-класса. Учителя активно общаются с учениками во время мастер-классов и открытых уроков, тут они получают комментарии по поводу своей деятельности от коллег. Такая работа интересна обратной связью и динамикой, возможностью сравнивать свои результаты с достижениями коллег.
Конкурсные испытания - хороший толчок для учителя к развитию и самосовершенствованию. Именно во время конкурсов педагоги применяют малоизвестные ранее педагогические приемы и техники, выступают в новых жанрах, занимаются сравнительным анализом систем образования в различных государствах. У них есть возможность серьезно проанализировать отечественное образовательное законодательство и даже дискутировать на эту тему с руководством. Все это, конечно же, меняет сознание учителя, выводит его на совершенно новый уровень.
Нельзя забывать и про форс-мажорные условия конкурса. Новые дети, стрессовые ситуации - это мощный психологический тренинг, дающий качественную перезагрузку личности педагога и переосмысление им подлинного потенциала своих возможностей. Мы прекрасно знаем, что на конкурсе бывает всякое: не включилась техника, перестала работать интерактивная доска, ученик растерялся. И здесь включается педагог, который не боится импровизировать. В «пеликаньей» семье Ямала 34 человека, все они мастера своего дела. Скажу лишь о трех.
Анна Владимировна Хамардюк, победитель окружного конкурса «Учитель года»-1999, ныне занимает ответственную должность директора Департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Министерства просвещения Российской Федерации.
Александр Петрович Смирнов - абсолютный победитель окружного конкурса пе­дагогического мастерства в 2019 году в номинации «Учитель года Ямала», учитель истории и обществознания школы №8 г. Лабытнанги. Учит детей активно отстаивать свои законные права, не мириться с их нарушением, знать свои обязанности. Дети видят в нем человека, способного в любую минуту протянуть руку помощи, встать рядом или повести за собой. На уроках Александра Петровича дети учатся с интересом, каждое его занятие не похоже на предыдущее, располагает думать, аргументированно доказывать свою точку зрения и отстаивать свою позицию.
Еще один важный момент конкурса - это социальный лифт. Как правило, педагоги после конкурса резко идут вверх во всех смыслах этого слова - становятся депутатами, директорами школ, возглавляют департаменты и управления образования, руководят социальной сферой муниципалитета или региона.
И наконец самое важное - профессиональное и человеческое общение: «пеликаны» потом дружат всю жизнь.

Виктория ПОПОВА, заместитель директора ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО» по организационно-педагогической работе и региональному образованию, к. п. н.