В данном случае мы говорим о лидерстве как способности не только и не столько вести за собой, а как об осознанной необходимости передавать эту инициативу тем, кого учишь. Это можно назвать новацией, а где-то в практике - инновацией, которая будет как что-то полностью иное, то, чего еще не было раньше. Но, чтобы развиваться, нельзя полагаться только на интуицию, необходимо понимание закономерностей изменений.
Теория и практика управления, и в частности лидерства, указывают на то, что педагог-лидер, решившийся на инновацию, должен задать себе несколько вопросов, самые важные из них: «Чего я хочу достичь?», «Где хочу в результате изменений оказаться?», «Каких результатов и когда я хочу достичь?»
Взяв лучшее, что имеется в нашей системе образования, мы можем двигаться вперед. У нас прекрасный опыт. Для решения проблемы профессионального развития и карьерного роста учителей Департаментом образования автономного округа, Региональным институтом развития образования совместно с группой авторов под руководством Е.А.Ленской и активными слушателями МВШСЭН из числа педагогов и руководителей ямальской системы образования была разработана модель дополнительных педагогических квалификаций, направленная на развитие горизонтальной карьеры учителя.
Воплощение идеи показывает, что горизонтальная карьера учителя построена как рост его профессионального мастерства в контексте значимости и ценности для педагогического сообщества школы. Практика свидетельствует: чем выше уровень сложности решаемых учителем задач, тем ближе он к вершине мастерства, тем больше он выходит за рамки преподавателя школьных дисциплин. Такие учителя становятся ресурсом развития школ, настоящими лидерами. А помогают это сделать проекты, которые уже интегрируются между собой в процессе реализации.
Два региональных проекта - «Педагогический статус» и «Новый учитель Ямала» - явились ключевым механизмом в развитии профессиональных компетенций руководящих и педагогических работников округа. И это в полной мере соответствует требованиям регионального проекта «Учитель будущего».
Воплощение идеи показывает, что горизонтальная карьера учителя построена как рост его профессионального мастерства в контексте значимости и ценности для педагогического сообщества школы. Практика свидетельствует: чем выше уровень сложности решаемых учителем задач, тем ближе он к вершине мастерства, тем больше он выходит за рамки преподавателя школьных дисциплин. Такие учителя становятся ресурсом развития школ, настоящими лидерами.
Наши педагоги по условиям проекта «Педагогический статус», получив определенный статус («Учитель-наставник», «Учитель-методист», «Учитель-исследователь»), сократив свою учебную нагрузку по преподаваемому предмету без сокращения заработной платы, могут заниматься методической работой с начинающими учителями, вести исследовательскую деятельность, быть наставниками, оказывать помощь заместителям директора по учебной работе…
Во многом благодаря реализации проекта «Педагогический статус» методическими службами и научно-педагогическим составом РИРО проведены не только мониторинги затруднений обучающихся при решении КИМов итоговой аттестации, всероссийских проверочных работ, но и, что особенно важно, затруднений педагогов при выполнении ими олимпиадных заданий. Мониторинги показали прямую взаимо­связь: что не выполняет на итоговой аттестации ученик, в этом же затрудняется и его педагог.
Педагогические статусы учителей - это их горизонтальная карьера, статус обновляется ежегодно: с 2015 года 252 педагога получали какой-либо из статусов регионального проекта. По меркам крупного региона, да и в процентном соотношении к общему числу педагогов (около 2%), это не так уж и много, тем не менее мы обладаем уникальным опытом присвоения статуса особым педагогам, которые выполняют и наставническую, и методическую функции. Основные направления деятельности учителей, получивших педагогический статус, в ежедневной практической деятельности связаны с повышением профессионального мастерства, консультированием, проведением диссеминации опыта коллег, разработкой методических рекомендаций и др.
Нередко в педагогической практике лидерами, ведущими за собой, становятся молодые педагоги из числа обладателей гранта регионального проекта «Новый учитель Ямала».
К примеру, молодой учитель-грантополучатель 2013 года Динар Фанилевич Хабибуллин из г. Губкинского не просто написал умный проект «Повышение эффективности обучения через внедрение в образовательный процесс технологий демонстрации объемных изображений», чтобы получить грант. Этот проект изменил образовательную среду школы, повлиял на городскую, стал координирующим центром деятельности всех прямых и опосредованных участников образовательного процесса. Обучены коллеги, вовлечены дети, проектом заинтересовались родители обучающихся и просто не равнодушные к школе люди. Сам же Динар Фанилевич стал теперь заместителем директора по информатизации школы №5.
Грантополучатель 2014 года - учитель иностранного языка Обдорской гимназии г. Салехарда Марина Евгеньевна Засорина - стала абсолютным победителем конкурса профмастерства «Учитель года Ямала»-2016, а теперь не только успешно консультирует будущих ямальских «пеликанов», участвуя в качестве тренера в педагогических образовательных сессиях, но и выполняет важную административную работу, заняв должность заместителя директора гимназии по научно-методической работе.
Приведенные примеры иллюстрируют и распределенное лидерство, и изменяющуюся во времени и пространстве образовательную среду, и личностный рост педагога как по горизонтали, так и по вертикали.
Проект «Новый учитель Ямала» помог обновлению педагогических кадров на Ямале и развитию потенциала молодых учителей. С 2012 года образовательные организации округа пополнились 148 молодыми специалистами - победителями одноименного регионального публичного конкурса. Среди них учителя иностранных языков и математики, географии и биологии, русского языка и литературы, физики, информатики и робототехники, физической культуры и начальных классов, истории и обществознания.
Педагогическое лидерство в любой из названных форм в современной школе напрямую связано с движением вперед, так как несет в себе позитивные изменения как личности педагога, так и образовательной среды.

Виктор ПАРШУКОВ, директор государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Региональный институт развития образования», к. п. н.