Особый проект
Основаниями для разработки проекта стали, с одной стороны, практика обучения старшеклассников города в динамических группах, а с другой - Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Минобрнауки России.
Разработка модели старшей школы совпала с завершением строительства нового современного оснащенного здания. Школа третьей ступени для старшеклассников создавалась при публичном обсуждении, ее проект рассматривали депутаты, городская общественность, педагоги и школьники. Результаты опроса в целом подтвердили поддержку населением и профессиональным сообществом идеи отдельной многопрофильной школы.
В 2006 году идея создания отдельной школы для старшеклассников была инновационной и смелой. Российской практики выделения отдельной школы для старшеклассников не было, а само учреждение не встраивалось в существующие образовательные традиции. Кроме того, требовалось немало мужества и энергии от команды управленцев для воплощения идеи в жизнь.
Сегодня на уровне муниципалитета реализуется единая образовательная политика в вопросах профильного обучения. Такой подход потребовал институциональных изменений и в других школах города, в результате которых сложилась система школ ступеней. Особое содержание школьного образования и среды лицея стало ресурсом становления самостоятельности и ответственности каждого выпускника. Десятилетняя практика полностью подтвердила эффективность проекта.
Преимуществами модели старшей школы стали единая образовательная политика в вопросах профильного обучения, объединение в старшей школе учебно-методической, материально-технической базы и лучших учителей для организации профильного обучения, уникальная система воспитательной работы для учащихся одного возраста.

Посвящение в лицеисты
Всем подросткам города обеспечиваются равное право и возможность получения профильного образования. Поступить в Многопрофильный лицей можно без вступительных экзаменов на основе выбора учащимися и родителями профиля, поэтому в лицей приходят выпускники основной школы с разным уровнем подготовки.
Укрупнение школы третьей ступени и создание одного Многопрофильного лицея позволило открывать ежегодно классы по 10‑11 профилям, обеспечивать обучение на углубленном, профильном и базовом уровнях, предлагать обучающимся избыточный перечень курсов по выбору, в том числе по направлению будущей профессии. Каждый год спектр профилей формируется в соответствии с запросами, возможностями и предпочтениями будущих лицеистов, так, в 2018‑2019 учебном году открылся инженерный профиль.
Лицеисты сами определяют свою образовательную траекторию: составляют индивидуальные учебные планы, выбирают, какой предмет и на каком уровне (профильном или базовом) хотят изучать. В течение первых полутора месяцев старшеклассники могут менять предметы в учебном плане. Таким образом, ученик принимает участие в организации своего образования, занимается тем, что ему действительно интересно.
Учебный год состоит из триместров. Результаты обучения учитываются в зачетных книжках. Работа педагогов организована в рамках профильных отделений - социального, гуманитарного, естественно-научного, оборонно-спортивного. Используются вузовские формы обучения - лекции, семинарские занятия, тренинги, дистанционные курсы. Апробировано обучение в потоках и малых группах, что позволяет выпускникам быстро адаптироваться на переходе «школа - вуз».
Альтернативные формы организации учебной деятельности - мировоззренческие лекции, тематические акции по предмету для учащихся профильных отделений, спектакли-диспуты, спортивные мероприятия, метапредметный курс «Технология исследования и проектирования» - это то, что увлекает и объединяет как педагогов, так и учащихся.
Современная архитектура лицея способствует развитию самостоятельности, креативности и ответственности ребят и педагогов.

Танцы с учителями
Атриум - центр жизни лицеистов. Особой популярностью пользуются совместные массовые проекты «Танцы с учителями», «Фестиваль народов мира», «Полярная «Зарница», «Гостевины в профиль», «Посвящение в лицеисты», «Посвящение в кадеты».
Лицеисты становятся активными участниками всех городских социально-культурных проектов, а лицей - центром взаимодействия всех жителей города.
Образовательные запросы и требования родителей к результатам амбициозны. Так, 80% родителей ориентируются на высшее образование своих детей и дальнейшую профессиональную карьеру. Профиль обучения ежегодно подтверждают от 80 до 89% выпускников. Качество результатов сдачи ЕГЭ выпускниками лицея на протяжении ряда лет выше среднего окружного показателя. И это несмотря на то что в лицее обучаются ребята с разным уровнем подготовки.

Стартуй в стартап!
«Перерождение» лицея в социокультурный центр совместной деятельности детей и взрослых позволило осуществить переход от классно-урочной системы к образовательным событиям, играм, метапредметным курсам, практическим дням, где ребята являются активными участниками, а не пассивными слушателями.
Современным выпускникам нужна другая школа, задача которой - на­учить быть успешными в быстро меняющемся мире, поэтому формы, способы и методы обучения в лицее находятся в постоянном развитии.
С 2017 года команда лицея работает над проектом «Стартуй в стартап!». Старшеклассники не просто учатся основам экономики, но и развивают современные компетенции в части реализации бизнес-идей и создания стартапов, которые, возможно, будут пользоваться популярностью не только в городе и регионе, но и в стране.
Новые форматы коммуникации - проектные и форсайт-сессии, DEMO DAY, хакатоны - дают участникам возможность определить образ будущего, развивать сквозные компетенции, которые требуются для успешной жизни, но не развиваются в традиционной учебной деятельности.
Идея следующего шага заключается в создании условий для формирования предпринимательских компетенций выпускника на платформе реальных проектов, где основными заказчиками становятся взрослые, а исполнителями - старшеклассники и студенты Мосполитеха.
Многопрофильный лицей сегодня, с одной стороны, обеспечивает массовые результаты качественного образования выпускников, а с другой - является платформой жизненного старта выпускников с точки зрения раскрытия и реализации их потенциальных возможностей.

Марина СНЫЧЁВА,
начальник Управления образования города Муравленко