И вполне возможно, не все и не всегда удавалось сразу. Сейчас же досадовать было решительно не на что: секунда-другая - и на стекле, щедро присыпанном золотистым песком, образуя единую композицию, последовательно возникли православный храм, мельница-ветряк, казачий курень с посаженным перед ним деревом и казачка, идущая с ведрами на коромысле навстречу верховому казаку. Легким движением руки художница смахнула песчаный рисунок, и через несколько мгновений на стеклянном полотне появились бескрайняя донская степь, встающее из-за горизонта солнце и пара с малюткой на руках. А на переднем плане картины шумел речной камыш, нежно касались друг друга клювами лебеди. Зал аплодировал. Я же, вернувшись через несколько дней домой, взял с полки давным-давно подаренную книгу и, безошибочно открыв ее на нужной странице, прочитал: «Перед тем, как в бессонное сердце // С дальним эхом войдет острие, // Я хочу на тебя насмотреться, // Незакатное счастье мое. // Я хочу, чтобы ты, как бывало, // На исходе коротких ночей, // Напоследок опять задремала // В тишине у меня на плече. // Вот и все. Но хочу я сначала // Так суметь - и за гранью любя, // Чтобы имя мое защищало // В этом мире надежно тебя».

Нестандартный урок по стандарту
Эти строки вышли из-под пера Анатолия Вениаминовича Калинина. А все описанное ранее происходило на берегу Дона, в хуторе Пухляковском. На этой территории, которая, по словам Марианны Владимировны Гагулиной, начальника Отдела образования администрации Усть-Донецкого района, представляет собой край интеллигентов, проводился 12 и 13 июля 2019 года региональный фестиваль «Планета творчества и мастерства на земле, хранящей память об Анатолии Калинине». Созванный по инициативе председателя Ассоциации творческих педагогов Дона Галины Михайловны Нестеренко, он проходил в полном соответствии со словами Анатолия Вениаминовича: «Едва успев на выпускные // Унять отпущенную дрожь, // Уже на конкурсы иные // Сюда спешила молодежь».

И не только молодежь, к слову, спешила. Съехались педагоги самых разных поколений. Съехались, чтобы поговорить с «Открытой трибуны» о школьных образовательных стандартах. И, опираясь на публикации «Учительской газеты», согласиться с мнением ректора Московского государственного педагогического университета Игоря Михайловича Реморенко, что «представленные для обсуждения стандарты - «рыба», которая нуждается в обсуждении и доработке <…> важно услышать мнение общественности и подождать результатов обсуждения». А затем еще раз вернуться к предшествовавшему «Открытой трибуне» публичному выступлению Светланы Владимировны Колесниченко, учителя русского языка и литературы из города Гуково, поскольку оно напрямую перекликалось с профессиональной позицией, которую на страницах «Учительской газеты» сформулировал ее воронежский коллега Евгений Александрович Древаль: «Особых изменений (кроме терминологических) в подходе к изучению русского и иностранных языков я не заметил. Лично мне кажется, что эти дисциплины требуют масштабных реформ, главным образом в сфере методики преподавания и глубокого переосмысления структуры и содержания УМК <…> учебники русского языка архаичны во всем. В них отсутствуют образцы современного литературного языка». Об этом, используя примеры из классической и современной поэзии, и говорила Светлана Владимировна, выстраивая свое общение с аудиторией в соответствии с простой и понятной фразой Сэмюэля Тейлора Кольриджа: «Поэзия - это лучшие слова в лучшем порядке». И сумела показать, что не всегда и не всеми однозначно воспринимаемое утверждение Анны Андреевны Ахматовой «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» так или иначе приводит к выводу Юрия Михайловича Лотмана: «Поэзия относится к тем сферам искусства, сущность которых не до конца ясна науке». Мне же в этот момент почему-то вспомнилась фраза, брошенная Маяковским Пастернаку: «Ну что же. Мы действительно разные. Вы любите молнию в небе, а я - в электрическом утюге». Итог выступлений с «Открытой трибуны» ярко и лаконично подвел профессор Брянского государственного университета Олег Геннадьевич Парамонов: «Доверяйте почаще талантам, // Чтобы вас не расстроил итог, // Нестандартный урок по стандартам - // Вот успешной реформы залог!»
Позже, перелистывая дома томик сочинений Калинина, я нашел не менее актуальные стихи: «Соловья, поющего за Доном // С буйною отвагой на опушке, // Заглушить хотят надсадным звоном // Из болота дальнего лягушки. // Так и надрываются от страсти, // Чуть не разрываются на части, // Но, скажите, разве можно гения // Заглушить пустопорожним пением?»

Прислушаться к песне

Я нашел в этом томике и многое другое. И в стихотворной форме, и в прозе. В памяти всплыла «Литературная гостиная», проходившая там же, на фестивале, в первой части которой учитель русского языка и литературы города Ростова-на-Дону Наталья Анатольевна Ролик перечитала со своими слушателями памятные и малоизвестные произведения Анатолия Вениаминовича. И ненавязчиво привела аудиторию к естественному выводу: «Не нужно искать слов - стоит лишь прислушиваться к песне…» В унисон с этой фразой славила малую родину Екатерина Алексеевна Гетманенко, педагог дополнительного образования Ремонтненского района, еще раз показав своими стихами, что «лучшее - души людей», а родная земля «бесценней, чем чужбины манящий мед». Любопытно, что именно в таком ключе построила впоследствии свою творческую мастерскую Наталья Анатольевна Сухарева, учитель математики Усть-Донецкого района, предложив провести «математическую экскурсию» по родной станице Раздорской. По замыслу «экскурсовода», «экскурсанты», разгадывая ребусы и решая примеры, должны были получать актуальную информацию об исторических объектах и событиях в виде памятных дат и ключевых слов. Экскурсия удалась. Как и последующее очное посещение Раздорского музея-заповедника. И этнографического комплекса «Пухляковский казачий стан», и картинной галереи, о которой Анатолий Вениаминович говорил: «Пусть казачата смотрят и учатся рисовать». И усадьбы Калинина, где состоялось расширенное знакомство с его дочерью Натальей Анатольевной, приветствовавшей участников фестиваля в день открытия. И Пухляковской, и Раздорской средних школ, возглавляемых Дмитрием Валерьевичем Заберовым и Татьяной Владимировной Калитвенцевой, сотрудники которых совместно с коллективом Пухляковского культурно-просветительски-спортивного комплекса c Иваном Викторовичем Авиловым во главе не только обеспечили яркое праздничное открытие фестиваля, но и представили веселую и увлекательную вечернюю программу.

Нет школы - нет поселения
Особенно запомнилась учитель начальных классов Раздорской средней школы Наталья Николаевна Акимова. Да не упрекнут другие коллеги меня за то, что не называю их по­именно! Ни в коей мере это не умаляет моего уважительного к ним отношения! Ведь именно о них, учителях-практиках, и их ежедневных насущных проблемах говорили ведущие фестивального круглого стола Галина Михайловна Нестеренко, председатель Ассоциации творческих педагогов Дона, Ирина Георгиевна Димова, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», Анна Владимировна Дмитрова, директор Лицея Южного федерального университета. Оттолкнувшись от неутешительной информации о том, что Россия занимает девяносто восьмое место в мире по финансированию образования при самой продолжительной рабочей неделе учителей, участники дискуссии постулировали неоспоримое: нет школы - нет поселения. Галина Михайловна рассказала о собственном опыте решения проблемы кадрового голода в сельских школах, акцентировав внимание аудитории на вопросах профессиональных взаимоотношений в учительской среде, отношении к молодым учителям, необходимости их моральной и материальной поддержки, развития и совершенствования системы наставничества, на актуальности непрерывного самообразования. Продолжая разговор, Ирина Георгиевна показала, как этот комплекс проблем решался в процессе становления отечественной общеобразовательной школы, и охарактеризовала конкурс «Учитель года» как один из возможных путей саморазвития педагога. Я не могу с этим не согласиться, ибо о легендарном «Учителе года», у истоков которого стояла Ирина Георгиевна, знаю отнюдь не понаслышке - был в свое время его участником. По словам Майи Борисовны Пильдес, председателя совета академической гимназии №56 города Санкт-Петербурга, «конкурс «Учитель года» - значительное явление отечественного образования. …Сегодня «Учитель года» - это куда больше, чем просто профессиональное состязание представителей нашей профессии. Это движение, объединяющее педагогов огромной страны, это пространство серьезных педагогических и методических поисков, это сотрудничество и сотворчество тех, кто много сделал для нашего образования, и тех, кому предстоит это образование развивать дальше». Жаль, что на тот момент в моем блокноте не оказалось этой цитаты! Я непременно довел бы ее до аудитории. И рассказал бы о роли конкурса и нашей профессиональной газеты в моей учительской судьбе…

А полилог между тем продолжался. Коллеги из различных районов Ростовской области увлеченно рассказывали о деятельности клубов молодых педагогов, днях школьного самоуправления, предлагали модели воспитания и взращивания будущих учителей в классах своих собственных школ. Завершила дискуссию Анна Владимировна Дмитрова, объявив присутствовавшим, что Лицей Южного федерального университета готов к практической апробации деятельностной модели «От педкласса - к учителю в классе» в проектной и внеурочной деятельности. Я же подумал о том, что коммуникация состоялась.

Слово депутата

Да-да, состоялась та самая коммуникация в профессиональной сфере, о которой в рамках своей творческой мастерской говорила Ольга Борисовна Емельянова, доцент Донского государственного аграрного университета. Состоялась, ибо соответствовала красочно и образно изложенным Ольгой Борисовной принципам кооперации, вежливости и сохранения имиджа. Иначе морально-этическим принципам, выраженным тремя авестийскими словами - «хумат», «хукст», «хуварст», что в переводе означает «благая мысль, благое слово, благое дело». Или проще: никого не обидеть. По свидетельству корреспондента общественно-политической газеты «Звезда Придонья», это было главным правилом жизни Анатолия Калинина. По словам же его однофамильца Михаила Макаровича: «Приходило к Калинину много людей за помощью… Слово депутата - весомое слово». И стоит заметить, что на учительском фестивале в Пухляковском тоже звучали слова депутата. Депутата Государственной Думы Российской Федерации, заместителя председателя Комитета по образованию и науке Ларисы Николаевны Тутовой. Будучи по образованию педагогом, Лариса Николаевна говорила с коллегами о своем учительском пути, участии в конкурсе «Учитель года России», парламентских слушаниях в Государственной Думе, посвященных реализации национального проекта «Образование», государственной программе «Земский учитель». И не уклонялась от ответов на непростые вопросы из зала, гарантируя их рассмотрение в рамках своих полномочий. И не давала напрасных обещаний. Иными словами: ни грамма лжи! Современники говорят, что был у Анатолия Вениаминовича и такой жизненный принцип…

«Чем могу помочь?»

Фестиваль завершился, и его участники разъезжались по домам. Я же, погуляв по донскому берегу и полюбовавшись на белоснежную чепуру-цаплю, выискивавшую в прибрежных камышах урчащих лягушек, вернулся в свой домик и, расположившись на летней веранде, принялся за чтение подаренной мне брошюры «Калинин в памяти народной», составленной Отделом образования администрации Усть-Донецкого района. Читая воспоминания учителей, строил параллели к фестивалю.

«Анатолий Вениаминович, родившийся в семье педагогов… живо интересовался всем, чем жила школа. Звонил всегда сам, спрашивал, завезли ли уголь, достаточно ли его, чтобы зимой было тепло детям; как обстоят дела с питанием, достаточно ли обеспечен район педкадрами. Заканчивал разговор, задавая один и тот же вопрос: «Чем я смогу помочь?» …Он не оканчивал высших учебных заведений, но всю жизнь учился. Действительно, не диплом делает человека образованным, а его стремление к знаниям.
Проблемы жилья во все времена были насущны… Именно с такой проблемой столкнулась и наша семья: я учитель начальных классов и мой муж - учитель физики. Отправленное письмо Калинину о содействии в нашем вопросе не заставило ждать ответа. В 1984 году нашей семье и еще трем учительским семьям были вручены ключи от квартир в новых домах. Это было большой редкостью, чтобы сразу четыре квартиры были выданы педагогам!..»
«…Он пришел на заседание кружка «Литературная гостиная» и с интересом слушал ребят, потом высказал свое мнение о молодых, что их ожидает, какими они должны быть…»
«…Он всегда интересовался проблемами детей и молодежи, задавал вопросы, особенно о том, где побывали на каникулах? Куда ездили? Что нового видели?..»
«Он предлагал возрождать склоновые виноградники и сады, сохранять донскую степь, привлекать казаков к охране природы, реконструировать деревянные строения XIX века, сохранившиеся в хуторах и станицах, создать егерскую службу…»
«Анатолий Вениаминович утверждал, что нельзя добывать песок из реки для строительства, так образуются огромные ямы на дне. Дословно он про это так сказал: «Природа еще долго будет залечивать раны».

«Имел он свою точку зрения и на проводившуюся тогда политику по борьбе с пьянством, считал, что нельзя у нас на Дону вырубать виноградники. Рассказывал, что казаки из военных походов привозили виноградные саженцы, бережно их возделывали, и не понимал, как можно теперь разом все уничтожать. Имея хозяйскую жилку, болел душой за будущее донской земли, критически расценивал действия бюрократов, так необдуманно действовавших по отношению к истории виноделия на Дону».

Вино и поэзия

На последних словах стоит остановиться особо. Проводя за чтением летний вечер на деревянной веранде, я даже не мог предполагать, какую удивительную встречу уже уготовил мне день грядущий - с Натальей Владимировной Попружук, педагогом-виноделом Пухляковского агропромышленного техникума, автором методической разработки «Вино и поэзия», одной из тех людей, усилиями которых был возрожден Пухляковский винный подвал, построенный еще в 1905 году параллельно с организацией Войсковой школы виноградарства и виноделия. В настоящее время это уникальное место, где в исторической обстановке можно не только дегустировать автохтонные донские вина и оригинальный «Пухляковский сбитень», но и послушать казачьи песни вкупе с «Пухляковским вальсом» в исполнении Ольги Павловны Трофимовой. И вспомнить слова Калинина о том, что в домах казаков-виноградарей всегда хранилось немало вина, но среди них никогда не было пьяниц. «Каждый спивается на почве своей распущенности», - справедливо считал Анатолий Вениаминович…

Возможно, кто-то, как и я, еще не раз и не два будет мысленно возвращаться к этому фестивалю. И размышлять над тем, чем же этот слет особенно запомнился. У меня уже есть ответ на этот вопрос. Говоря возвышенно, фестиваль запомнился чудом неистощимой силы здорового духа. И дал мне новую возможность окунуться согласно Калинину в «гущу жизни». И уверенность в том, что, где бы ни проходил следующий летний учительский форум, на его открытии неизбежно прозвучат слова Анатолия Вениаминовича: «А начиналось все под тютиной, над Доном».

​Игорь ИЗЮМОВ, учитель физики гимназии №3 г. Аксая, Аксайский район, Ростовская область