С самого детства Юлия мечтала научиться шить, а к седьмому классу уже твердо знала, что станет учителем труда. Одно «но»: привлекала девочку не кулинария, а именно шитье.
- Мне очень нравилось шить и делать украшения для одежды и какие-то поделки из текстиля, - рассказывает она. - Поэтому, учась в седьмом классе обычной школы, я пришла заниматься в центр «Реальная школа», где меня научили всему, о чем я мечтала.
Окончив в 2000 году школу и одновременно освоив профессию закройщика и портного, Юлия поступила на физико-математический факультет педагогического университета. На отделении «Технология в предпринимательстве» готовили учителей труда. Причем сдавали при поступлении физику, математику и изложение, девушка со всем этим справилась, так как в школе училась в физико-математическом классе. Но математика судьбой не стала, зато хорошо пригодились умения считать, чертить и логически мыслить.
- Диплом о высшем педагогическом образовании мне был необходим, чтобы работать с детьми, - продолжает Попова. - Я об этом мечтала, а еще о том, как мы вместе будем шить. В детстве, сколько себя помню, я шила одежду для кукол. Собирала клочки тканей, вырезала из старых штор, шила платья. Сначала руками, а потом бабушка научила меня пользоваться швейной машинкой, у нас была ножная, и я стала шить на ней. Когда пришла учиться в центр, мне повезло: у меня был прекрасный педагог, которая давала нам основу плечевого изделия, основу поясных - брюки и юбка, и все это она давала по своим методикам, учила нас конструированию и моделированию одежды. Тебе понравился фасон - берешь основу и моделируешь. Мы сами кроили и моделировали. Теперь, увидев вещь, я сразу представляю себе, как она сделана, как раскроить. Когда знаешь, сделать нетрудно, все, как с индивидуальным заказчиком: измеряется фигура, строится выкройка, а потом на ее основе делается любая красота! Здесь, в «Реальной школе», я не только руковожу филиалом, но и работаю в отделе конструирования и моделирования одежды. Я и швея, и портной, и закройщик. Учу девочек шить, учу их быть красивыми!
- Это трудно?
- Сейчас у нас в магазинах много китайской одежды, можно, не тратя больших денег, одеться. Вопрос: насколько качественна продукция? И если в школе еще более-менее все равны - форму носят и на уроках, и в спортивном зале, то в институте различия сразу бросаются в глаза: у одних есть возможность покупать брендовую одежду, у других ее нет. Поэтому я учу девочек, как хорошо и модно выглядеть, не затрачивая много средств, и как сделать вещь своими руками. Я говорю: «Вы можете быть и юристами, и инженерами, и поварами, совсем не обязательно становиться профессиональным модельером. Но если умеете шить и кроить, то, увидев в любом глянцевом журнале вещь, которая понравилась, сразу поймете, как это сделано. Сможете повторить эту вещь и сшить ее для себя. Тем более что тканей в магазинах сегодня великое разнообразие!»
- Раз уж мы начали разговор о моде и красоте, на ваш взгляд, все ли наши брендовые вещи в магазинах сделаны в Китае?
- Возможно, не все. Но я очень часто сталкиваюсь со случаями, когда вещь сделана где-нибудь у нас в подпольном цехе, а потом бирка на нее наклеена или пришита. Даже часто на верхнюю одежду пришиваются бирки «сделано в Англии, Франции, Италии» и так далее. А на самом ­деле…
- Как вы определяете качество изделия, страну-производителя?
- Я вижу по ткани, по тому, как выполнена работа. Разговариваю с продавцами. Они в итоге признаются, что да, действительно, они точно не знают, где произведен товар, но все возможно.
- Как отличить качественную вещь от некачественной?
- Прежде всего надо присмотреться к ткани. Если это вещь для лета, лучше выбирать натуральные ткани, хотя бы вискозу или синтетику наполовину. Если это полностью синтетика, я бы хорошенько подумала, покупать ее или нет. Затем, когда мы надеваем на себя вещь, смотрим посадку и обработку: как сидит на нас изделие, нет ли перекосов, одинакова ли длина рукавов и так далее. Смотрим, насколько хорошо заделаны швы, чтобы нитки не торчали, и так далее. Но все равно, даже если зимняя вещь, надо смотреть на состав. Удобно ли, комфортно ли, далее посадка, крой, качество отделки, не торчат ли нитки, не кривой ли шов, не косит ли вырез. Смотрите, подходит ли вам цвет, не смущают ли «проблемные зоны», не бросаются ли они в глаза. Главное - помнить, что вещь должна вас украшать и вам должно быть в ней комфортно. Если все сходится, можно брать!
- Отражаются ли ваши умения в вашем домашнем интерьере?
- Конечно, отражаются! Прежде всего на такой работе, как у меня, вырабатывается вкус. Я сама по образованию не дизайнер, и я не рисую. Но я знаю, как сочетаются цвета, насколько гармонично они смотрятся вместе. Поэтому дома весь интерьер, особенно то, что касается текстиля, я делаю сама. Шторы мои, пледы, украшения в кухне и комнатах и так далее. На днях муж сам обтянул стулья новой тканью, которую я выбрала и купила. Теперь у нас рыжая кухня превратилась в белую, и это без особых материальных вложений. Перетянули стулья, поменяли шторы - и уже другой вид, другое настроение!
- Юлия, а что вы носите - бренды или свое?
- Скажу так: я очень много шью с детьми на работе, поэтому дома хочется отдохнуть. У меня нет возможности уделить себе столько времени, чтобы еще и шить: работа, дом, дочь маленькая, только перешла во второй класс. Поэтому обычные каждодневные вещи я покупаю в магазинах, но какие-то интересные вещи - к праздникам или то, что мне нравится, шью сама. Это примерно 50 на 50.
- А что вам лучше всего удается в шитье, что любите шить?
- Наверное, больше всего люблю шить пиджаки, когда и крой, и материал достаточно строгие. Легкие ткани не люблю, потому что они расползаются, разлетаются, и эта легкость в руках мне не нравится. Шью, но не получаю удовольствия. А когда ткань плотная, когда вещь посажена на фигуру, когда в ней стиль и строгость - это мое.
- И все самые трудные детали - карманы прорезные, потайные, рукава вшивные - все это любите делать? И с дублерином работать?
- Да, я это люблю и умею, мне это очень нравится! Но, с другой стороны, шить верхнюю теплую одежду не люблю, это громоздкие ткани, лишний объем.
- А со своими ученицами чем занимаетесь?
- Сейчас нам нравится осваивать сухое валяние шерсти. Последнее наше большое панно называется «В Тридесятом царстве, в Тридесятом государстве», у всех вызывает различные ассоциации, кто-то видит сказки Пушкина, а кто-то даже становление Новгорода. В основе работы - палех, его цвета.
Юлия Алексеевна показывает большое панно, и разговор наш переходит от хобби к работе. Хотя граница между ними настолько тонкая, что легко перепутать: может, о работе мы говорили сначала, а об увлечении только начали?
- Еще мы любим заниматься куклами. Золушка и Фея - первые, у кого руки и лица были из теста. И они, к сожалению, не сохранились. Сейчас делаем в основном из керамопластики, в Интернете можно купить материал, пробовали из папье-маше делать. Был у нас и Емеля на печке. В печь наши ребята из отделения компьютерных технологий вставили ролики, и она сама ездила. Были Царевна-лягушка, Дед Мороз и другие сказочные персонажи. Кроме кукол шьем серьезные коллекции. Последняя из батика, называется «Маскарад».
Эту коллекцию, завоевавшую множество призов на различных фестивалях моды, Юлия Алексеевна показывала мне вместе с коллегой - художником и преподавателем Натальей Юрьевной Пилипенко. Всего в «Реальной школе» десять филиалов, в этом кроме швей занимаются художники и есть отделение декоративно-прикладного творчества - бисероплетение, керамика, роспись. Дети ходят и к Пилипенко, и к Поповой, некоторые умудряются осваивать по две-три специальности - и шьют, и рисуют, и украшают одежду бисером или вышивкой. По словам Юлии Алексеевны, такое сочетание профессий не только воспитывает в детях чувство вкуса и стиля, но и обогащает профессию, дает больше возможностей для самореализации. Ведь технически суметь из трех полосочек вырезать и составить кружево, а потом на него наклеить стразы и камушки не так уж и сложно. Есть специальный клей, есть нужные инструменты. Но сделать все это так, чтобы «смотрелось ах!», - вот это главное.
- Я девочкам рассказываю, что лучше нашей профессии нет: шить можно в любое время суток, можно это делать на дому, и заработок всегда есть, - убеждена Юлия. Сейчас все переходят на компьютеризированные инновационные технологии, и ребенок уже в младших классах должен заниматься робототехникой, скоро начнут компьютерные программы писать и на 3D-принтерах делать какие-нибудь изделия. Я с этим категорически не согласна, потому что непонятно, когда наши мальчики - будущие мужчины - будут учиться делать что-то своими руками. Сегодня для многих мальчишек забить гвоздь - проблема. Мне отвечают, что я не права, что сегодняшний мужчина должен уметь зарабатывать деньги, платить и нанимать того, кто ему все сделает и все гвозди забьет. Но я считаю, что это неправильно. К тому же что-то вокруг не видно столько мужчин, которые могут хорошо зарабатывать, наоборот, они и не кормильцы, и руками что-то сделать их уже никто не научит. То же самое относится и к женщине. Она должна уметь вкусно приготовить и быть хорошей хозяйкой в доме. Не обязательно профессионально готовить или шить, но накормить и создать уют в доме под силу каждой женщине.

Воронеж