- Пару лет назад обнаружилась довольно серьезная проблема, связанная с тем, что качество образования, которое было провозглашено на уровне президента, правительства, для дошкольного образования было вещью совершенно непонятной, неунифицированной. Наша ассоциация так и называется - Ассоциация развития качества дошкольного образования (АРКАДО).
Она появилась два года назад. Сначала мы собрали «золотую сотню» - сто ведущих специалистов в области оценки качества дошкольного образования из семидесяти двух регионов России. Пригласили ведущих зарубежных специалистов из Америки, Англии, Швеции и Германии. Они рассказали про их системы оценки качества, обсудили все, и обнаружились многие проблемы и то, что нет единых мнения и понимания. Тогда и было принято решение создать такую ассоциацию, попробовать собрать всех, кто этим озабочен, и помочь реализовать какие-то идеи.
В каждом регионе понятие качества воспринималось по-разному (и сейчас так воспринимается). Сверху было указание повышать качество, но никто не знал, что это такое, какими инструментами пользоваться, до сих пор не разработаны национальные инструменты оценки качества… Просто были лозунг и стремление, скорее даже требования со стороны руководящих административных органов, что нужно оценивать качество дошкольного образования. И в результате во всех регионах появились структуры, отвечающие за качество, и в школьном образовании тоже, которые вырабатывали свои критерии. Но невозможно сопоставить качество образования, скажем, в Москве, Владивостоке, Калининграде… Все оценивают качество образования по-своему.
- Эльфия Минимуловна, как обеспечить равные условия для всех дошколят России независимо от места их проживания, ведь не секрет, что уровень дошкольного образования в разных регионах различный, к сожалению, бывает и такое, когда в садиках часто работают люди вообще без образования, смогут ли они поспеть за всеми этими новшествами?
- А в деревнях, в провинции детсады, наоборот, значительно лучше! Воспитатели относятся к детям иначе, лучше, как к родным, у них другой темп жизни, они все друг друга знают. Там воспитатель не может плохо относиться к детям еще и потому, что его все знают, его могут перестать уважать.
Но недостаточно, чтобы педагог стремился к переменам, надо еще, чтобы он знал, как и что надо делать. Нужны тренинги, вы правильно говорите… Как их организовать? Как раз ассоциация и может помочь. Должна быть сетевая модель, когда обучаются региональные эксперты, а они уже начнут обучать воспитателей.
Если вы будете разговаривать с воспитателями, они скажут: «Мы все делаем правильно!» Они так думают. Им надо почувствовать, в чем надо измениться. Прочувствовать на себе. Как раз на тренинге, где малая группа, идет развивающий диалог о том, как надо разговаривать с детьми. Например, ребенку задают вопросы. Существуют вопросы, на которые есть однозначные ответы, ребенку такие вопросы неинтересны, это выглядит как проверка, будто воспитатель его проверяет. Ему-то это зачем? Ему неинтересно. Вопрос должен быть, как загадка, тем, над чем он должен подумать, но не слишком сложным, чтобы смог решить, может быть, с помощью взрослого. Чтобы была ситуация успеха, то есть чтобы ребенок потрудился, подумал, достиг успеха, и это как раз и развивает у него познавательную мотивацию.
Дети много бегают, прыгают, у них потребность в физической активности. А ведь можно кормить ребенка булками, посадить за телевизор, не приобщать к спорту, и в конце концов эта его естественная потребность в движении, с которой он рождается, пропадет. Вырастает рыхлый, неспортивный подросток, а потом и взрослый. То есть мы его естественную потребность в движении вовремя не поддержали, не научили его, как ее реализовать. Такая же естественная потребность и познавательная. Она убивается еще легче - обучением. Когда ребенка учат. Когда ребенку будут говорить, что делать, как делать, потом будут проверять, запомнил ли он, как сделал, ребенку это зачем? Дошкольник не живет будущим: вот я вырасту, буду много знать, много зарабатывать, предположим…
Ассоциация как раз для того, чтобы создать условия для воспитателей, чтобы они могли профессионально расти, чтобы им было понятно, как сделать так, чтобы в конце концов их труд оценили. Воспитатель тоже ведь человек… А к нему все с требованиями! Родители теперь заказчики, ведь у нас теперь услуга. Образование - это услуга! А это не услуга, дошкольное образование - это форма существования ребенка. И если родители не станут партнерами воспитателей, то ничего не получится. Поэтому приходить с требованиями и криками к воспитателю - позиция бесперспективная.
Надо воспитателя поддерживать, воспитывать у ребенка уважение к нему. И воспитатель должен получать признание, вот тогда он и будет стремиться работать хорошо. А если его будут только контролировать, то ему и работать-то не захочется…
- Я знаю, что год назад вы инициировали принятие Манифеста воспитателей России...
- Да, он принят. В манифесте десять пунктов, которые отражают самые важные моменты дошкольного образования, с точки зрения воспитателя. То есть все самое важное. Его уже знают во многих детских садах.
Некоторые пункты манифеста, очевидно, уже были приняты к сведению властью. Во время парламентских слушаний в Госдуме министр просвещения Ольга Васильева попросила освободить педагогов России от большого количества документации и отразить это в Трудовом кодексе.
- Давайте поговорим о предстоящем форуме...
- Форум «Ориентиры детства» будет проводиться всего во второй раз. В первый раз был экспериментальный, в необычном для дошкольного образования формате. Такого раньше не было, мы отошли от стандартов. Обычно как общаются с воспитателями ученые, эксперты, представители правительства? Собирают на конференцию и с трибун вещают, что нужно делать. Все записывают и принимают к исполнению. А нам захотелось провести форум, где воспитатель - ключевая фигура. Выступающие на форуме не учат, они делятся своими знаниями, опытом, рассказывают о проблемных вещах, выступают мотивационные спикеры, которые показывают воспитателям, насколько они важны и нужны, что миссия их велика для страны.
Ведь американский экономист Джеймс Хекман получил Нобелевскую премию за то, что доказал, что финансовые инвестиции в образование дошкольников дают большую экономическую отдачу, чем вложения в остальные ступени образования. В результате многие правительства стали на государственном уровне активно дошкольное образование поддерживать. Стали появляться гос­прог­рам­мы во многих странах. Сейчас по всему миру дошкольному образованию уделяется большое внимание.
Вообще форум в первую очередь инициатива Международной педагогической академии дошкольного образования. Она организует и международную конференцию, которую мы под эгидой ЮНЕСКО в десятый раз будем проводить в следующем году. Также организаторы - наша ассоциация, Российское общество «Знание», возглавляемое депутатом Государственной Думы РФ Любовью Духаниной (она и сопредседатель конференции), а также Общественная палата РФ. Поддержку оказывают Фонд президентских грантов и Российская академия образования.
- А позиция Министерства просвещения?
- У министерства мы регулярно запрашиваем поддержку, они нас обещали поддержать, информируют регионы. Нам от них нужна в первую очередь информационная поддержка, финансовой поддержки не ждем. Важно, что они одобряют, потому что регионы к этому прислушиваются.
- А как вы собираете участников?
- В первую очередь через соцсети, делают рассылки Общественная палата, общество «Знание», наша ассоциация, Министерство просвещения. Мы недавно получили президентский грант. Он частично компенсирует затраты на проведение форума. А в прошлом году все проводили за счет организаторов.
- Сколько уже записалось участников форума?
- В прошлом году зарегистрировались двенадцать с половиной тысяч человек, а пришли чуть более 6000. Обычно так и бывает на бесплатных мероприятиях, приходит приблизительно половина зарегистрировавшихся участников. В этом году мы также остановим регистрацию, когда запишутся 12500 человек. Больше нельзя, так как зал в Крокус Сити Холле рассчитан как раз на 6200 человек.
- Там проходят и тренинги?
- Тренинги там невозможны. Мероприятие проводится в формате форум-интенсива. В подобном формате проходят бизнес-форумы для бизнесменов. Для воспитателей ничего подобного ранее не проводилось.
А в Крокус Сити Холле по полчаса выступают спикеры. Выступают с хорошей подготовкой, такая большая аудитория предъявляет свои требования. Должны быть наглядные презентации.
Выступающие трех типов. Мотивационные спикеры - те, кто направляет на подвиги. Уверенность, желание творить, понимание своего статуса, повышение самооценки - это профессиональные бизнес-тренеры. В прошлом году выступала мисс мира-2013 среди колясочников Ксения Безуглова. Очень красивая. Как она выступала! После ее выступления ты уже не будешь жаловаться на маленькую зарплату, на мелочи жизни внимание уже не обращаешь…
Вторая категория - представители общественности и госструктур, они говорят об образовательной политике, что нового, какие системные проблемы.
Третья категория - контентные спикеры, которые выступают по существу, - это методики, открытия в дошкольном образовании.
В целом непрерывный марафон, можно свободно ходить-выходить, никто никому не мешает…
Бывают музыкальные паузы.
Работаем обычно с 10.00 до 18.00.
Вход бесплатный, но нужна регистрация. Люди приезжают из всех регионов, но, конечно, больше из Москвы и Подмосковья.
Полный список спикеров и регистрация на форум на сайте forum-do.ru.
Будут выставка, мастер-классы, книги для воспитателей от ведущего российского издательства в области дошкольного воспитания и образования «Мозаика-Синтез» по специальным ценам.
- Какие периодические издания существуют сейчас по дошкольному образованию? Долгие годы я читала журнал «Семья и школа», была газета «Первое сентября»...
- Издается приложение газеты «Первое сентября». Наш основной журнал - «Современное дошкольное воспитание». Мы его выпускаем, он достаточно заметный среди ученых, ваковский, по двум специальностям - «педагогика» и «психология». Сейчас сделали электронное приложение для практиков, чтобы можно было опубликовать что-то из своего опыта работы, для портфолио, узнать что-то...
- Дошкольное образование работает сейчас по единой программе?
- Была единая государственная программа в СССР, в перестройку была принята современная концепция дошкольного образования. Вадим Артурович Петровский возглавлял эту творческую группу. И тогда там объявили, что программ может быть много. Сейчас их двадцать девять, по-моему. Список есть на специальном сайте - те программы, что считаются допустимыми в детских садах. Есть самая популярная программа «От рождения до школы», по которой работают больше 70% детских садов.
- А для коррекционных групп программы другие?
- Для них должны быть специальные программы. Но есть отдельные группы с коррекцией, есть комбинированные, сейчас приветствуется инклюзивное образование. Никто не имеет права отказать ребенку с особенностями развития, более того, в общей группе для него должны быть созданы особые условия, в том числе дополнительный педагогический персонал, индивидуальные программы.
Но… в группе 35‑40 человек, а воспитатель один, какие возможности? Если еще и ребенок с особенностями. А какие бывают родители! Многие за синяк и царапину готовы до прокуратуры дойти. И управленцы разные, много перекосов, неправильный подход к тому, что есть образование...
- А что будет в обращении к президенту?
- Обращение к Владимиру Владимировичу Путину нам очень важно. Люди «на земле», как я говорю, то есть практики, ближе к тому, что реально происходит. И проблемы они видят иначе, нежели управленцы, чиновники, многие вещи им понятны больше. Мы хотим, чтобы воспитатели могли внести свои предложения, это очень важно для улучшения качества дошкольного образования.
Что можно сделать? Накачать деньгами образовательные учреждения? В государстве нет лишних ресурсов, думаю. Поэтому важен диалог с властью, а Путин - это наше все, поэтому обращение к нему. И в правительство, конечно, направим. Будут сформированы предложения со стороны практиков, которые помогут немного улучшить ситуацию в дошкольном образовании. Это будет очень позитивное обращение, не возмущение, не требование, не критика, это конструктивные предложения, конструктивный разговор. Потому что «с земли» видны те пути, которые не видны из кабинета.

P.S. II Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства» пройдет 26 августа 2019 года в Крокус Сити Холле. Регистрация на мероприятие на сайте www.forum-do.ru.