Так описала свои впечатления ученица 8‑го класса школы №11 Ейска Арина Безрукавая о традиционном мероприятии, которое проходит под эгидой «Учительской газеты», Министерства образования РФ, Профсоюза работников образования РФ.
А вот мнение о проведенных 14 днях Елены Очеретиной, ученицы 9‑го класса: «Это моя вторая экспедиция, и она прошла нисколько не хуже прежней, несмотря на ненастье. Я привезла домой массу счастливых воспоминаний. Эта экспедиция в первую очередь запомнилась совсем не летней погодой и грязью, а отношениями учителей и школьников. Кульминацией стал костер. Я всю последнюю ночь провела в кругу друзей посреди поляны, окруженной елями и пихтами, на берегу реки Камы. Петь песни под гитару - волшебно, и даже дождь не смог разогнать нашу компанию, может быть, поэтому и закончился быстро. Благодаря экспедиции одна моя мечта исполнилась. Я хочу сказать огромное спасибо тем, кто все эти две недели был рядом со мной, кто проводил замечательные мастерские, всем друзьям. Я очень счастлива».
Второй раз подряд Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России посетила Пермский край. Честно говоря, все в душе надеялись, что два раза бомба в одну и ту же воронку не падает. Пять лет назад в Горнозаводском районе за две недели солнце выглядывало два раза на пятнадцать минут, все остальное время шел дождь и было достаточно прохладно.
В этом году мы отправились на берега реки Камы. Прекрасное место, смешанный лес, много цветов, ягод, грибов и… опять дождь, везде проникающий дождь.
Итог: в экспедицию прибыли ребята из 23 регионов России и Республики Болгария. Всего 47 делегаций, более 300 человек. Среди активных участников ежегодной экспедиции ведущий специалист отдела по общественным связям Центрального совета Общероссийского профсоюза образования Оксана Родионова.
В приветственном слове на открытии экспедиции лидер Профсоюза образования Пермского края Зоя Ивановна Галайда пожелала всем участникам интересных исследований на богатой природными дарами прикамской земле. Председатель крайкома профсоюза призвала всех участников проводить время весело и дружно, не обращая внимания на переменчивые погодные условия.
Принимали экспедицию Министерство образования и науки Пермского края, региональный Институт развития образования и пермский краевой центр «Муравейник». Экспедиция проходила при поддержке Общероссийского профсоюза образования и Пермской региональной организации.
Школьники осваивали образовательную программу в условиях полевых мастерских, выполняли исследовательские работы по тематике на выбор: «Химический анализ минеральных ресурсов Прикамья», «Гидрохимический мониторинг», «Инвентаризационное обследование деревьев», «Полевая микроскопия», «топонимика и исторический анализ топонимов региона» и многое другое.
Каждый день школьников России был наполнен новыми открытиями в кругу новых друзей, общением со старшими наставниками.

Мастерские
Главные ежедневные занятия - исследовательские и проектные образовательные программы естественно-научного, краеведческого и этнографического содержания в полевых условиях. Каждый педагог привез с собой уникальную лабораторию, мастерскую, с помощью которой можно было изучать окружающую природу. В этом году их было 35.
Исследованием почв занималась со школьниками учитель географии губкинской школы №2 Белгородской области, победитель конкурса «Учитель года Белгородской области»-2001 Галина Монакова. Организацию автономного существования в природе осуществляла учитель географии Междуреченской школы ХМАО - Югры, победитель конкурса «Учитель года Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»-2006 Светлана Коблякова. Изучение биоиндикаторов окружающей среды проводила учитель биологии школы №29 Калининграда Любовь Бродова, радиационному мониторингу обучал ваш покорный слуга, химический анализ минеральных ресурсов проводил учитель химии школы №1259 Москвы, лауреат Московского конкурса «Учитель года»-1997 Владимир Головнер. Исследованием физико-химических характеристик натуральных и переработанных продуктов занималась учитель химии московской школы №2030, победитель конкурсов «Учитель года Республики Адыгея»-2002 и 2007 Ирина Маркина, гидрологические характеристики водоемов изучала учитель географии школы №10 города Чайковский Пермского края, победитель конкурса «Учитель года Пермского края»-2010 Юлия Неволина. Бионикой увлекал детей учитель физики школы села Уром Малопургинского района Республики Удмуртия, лауреат конкурсов «Учитель года Удмуртии»-2010 и 2016 Геннадий Петров. И еще десятки интереснейших мастерских были предложены учащимся по филологии и этнографии, культурологии и фотографии, живописи и экономике.
Помимо учебных программ важной составляющей экспедиции является знакомство с Пермским краем, его достопримечательностями, особенностями, культурой и знаковыми объектами.

Музей под открытым небом «Хохловка»

Музей-заповедник деревянного зодчества, расположенный на высоком мысе реки Камы. Место для музея под открытым небом выбрано удачно. Постройки гармонично вписываются в окружающую природу, пейзажи очень живописные!
В музее «Хохловка» можно ознакомиться с традициями русского деревянного зодчества. Территория музея поделена на тематические сектора в зависимости от местности, откуда привезены постройки: северо-западное, северное и южное Прикамье. Также тут три тематические экспозиции: охотничье становье, солепромышленный и сельскохозяйственный комплексы.
Мы побывали в настоящей деревянной Руси, нам пели песни народные коллективы, играя на настоящих инструментах - гуслях, ложках, жалейках.

Путешествие в Кунгур
Город Кунгур, расположенный в Пермском крае, широко известен фестивалем воздухоплавания «Небесная ярмарка». В городе сохранилось множество старинных купеческих особняков. Здесь масса интересных достопримечательностей. К сожалению, на фестиваль воздушных шаров мы не попали, но ледяную пещеру, Музей чая и купечества с удовольствием посетили.
Самый популярный среди туристов современный памятник Кунгура - скульптура «Пуп Земли». На окраине города расположена знаменитая Кунгурская ледяная пещера. Протяженность пещеры достигает 5600 м. Попасть в пещеру можно, только купив недешевый билет на экскурсию, но хотя бы раз побывать тут стоит. Интересно подняться и на Ледяную гору над пещерой. Здесь расположено множество карстовых воронок. Можно заметить тут и внушительный вал древнего городища. Легенды связывают его с зимовкой Ермака, поэтому и городище назвали Ермаковым. Описать свои эмоции в самой пещере очень сложно. Это настоящая ледяная сказка, ты попадаешь в лоно Снежной королевы. Все впечатляет и захватывает, лишь холод иногда приводит тебя в сознание…
В Музее купечества мы ознакомились с историей появления на Руси китайского чая, научились заваривать чай по-английски, по-китайски, по-русски, а также узнали, почему после долгой дороги ямщики баловались золотым чаем и откуда пошло понятие «чаевые». Отдельные разделы музея посвящены Сибирскому тракту, кожевенно-обувному делу Кунгура, гончарному промыслу, хлеботорговле и чаеторговле, а также благотворительности и купеческому быту. Среди уникальных экспонатов - медали с общероссийских и зарубежных научно-промышленных выставок, знак члена Кунгурской торговой депутации, музыкальная шкатулка - симфонион, китайские фарфоровые вазы из особняка Грибушиных, мебель фирмы «Я. и И.Кон».
Поразили нас и пермские купцы, которые занимались не только зарабатыванием денег, но и большой благотворительной работой, а также истинно патриотическими делами. Так, например, один из них, дабы мужики не уезжали из Кунгура, выделял деньги на строительство дома каждому работнику, а другой организовал школу для девиц и на выпускном выделял огромную денежную сумму для дальнейшего устройства в городе.

Соликамск и Усолье

В Соликамске мы посетили Музей истории соли - единственный в мире музей деревянного промышленного зодчества XIX века под открытым небом, демонстрирующий технологическую цепочку солеварения в России XVII-XX вв. Только здесь можно увидеть механизмы, с помощью которых работали наши прадеды, прикоснуться к столетним стенам башен, серебристым от соли, окунуться в атмосферу того времени. Экскурсовод с горечью в душе рассказывал об утраченных навсегда экспонатах и с гордостью показывал все то, что смогли спасти от варваров девяностых годов.
В Соликамском краеведческом музее хранится замечательная коллекция икон, среди них выделяется икона Николая Чудотворца в складном киоте, по преданию, пожалованная Соликамску Иваном Грозным.
Когда соликамцы, страдавшие от набегов сибирских и ногайских татар, в 1552 г. узнали, что царь стоит под Казанью, они обратились с просьбой дать войско для защиты города. В ответ был послан образ Николая Чудотворца с грамотой: «Поелику царь стоит со своим вой­ском под Казанью, то и не может уделить из онаго для защиты Соликамска, но посылает образ святителя Николая, который защитит от вражескаго нашествия».
Дом воеводы - старейшее гражданское каменное здание Соликамска. Первоначально было одноэтажным, на высоком подклете. В начале XVIII века достроен верхний этаж для воеводской канцелярии. В архитектуре сочетаются гражданское назначение, о чем говорит декоративное украшение окон и дверных проемов, и оборонительное - толстые стены, бойницы, внутристенные и подземные ходы. Мы прошли по тайным лазам и поняли, что не каждый современный человек в них может поместиться.
Исторический центр Соликамска впечатляет своими величием, красотой и неповторимостью. Храмы и старинные здания, будто в волшебной сказке, являются бриллиантом этого уральского города.
Село Новое Усолье было основано в 1606 году известной династией Строгановых и на долгое столетие стало «столицей» их владений. Рядом с этим селом приземлились наши герои-космонавты Леонов и Беляев в 1965 году. Местные жители говорят: «Усолье-град Петербургу брат». Это действительно так. Дома и постройки по своей архитектуре не отличаются от зданий Северной столицы. Сердце щемило оттого, что большинство построек превратились в руины. От великолепия старинного русского города осталась только малая уцелевшая часть - Спасо-Преображенский собор с колокольней, палаты Строгановых, Никольская церковь, усадьба Голицыных.

Программы для учителей Пермского края
На экспедиционных мероприятиях нашлось время для общения с местными учителями. В рамках курсов повышения квалификации для них были проведены занятия «Образовательные практики разной предметной направленности, обеспечивающие результативность исследовательской и проектной деятельности обучающихся». В общей сложности было организовано более двадцати мастер-классов, творческих встреч и дискуссий, а также прошли открытые занятия в полевых условиях.

Вечерние программы

После занятий ребята участвовали в традиционных для экспедиции мероприятиях. «Обмен данными, или Вечер креатива» - необычное действие, когда школьники меняются местами с учителями. Именно они становятся наставниками и обучают всех желающих тому, что больше всего их интересует, или ремеслу, которым владеют сами. Мы учились сочинять рассказы, играть на гитаре, показывать фокусы, рисовать акварелью, танцевать, показывать фристайл.
«Игры народов экспедиции» - традиционное захватывающее зрелище. Команды обучают школьников народным играм. В этом году были представлены игры народа ханты, болгарские, удмуртские, пермские, тульские, казачьи игры.
Впервые в экспедиции была проведена пресс-конференция, на которой в качестве спикеров выступили учителя и школьники, а вопросы задавали ребята из учебных групп. Получилось не только шоу, но и познавательно-учебное действие. Одни учились задавать вопросы, а другие - на них отвечать.
Очень здорово прошла традиционная интеллектуальная игра, посвященная природным особенностям Пермского края. Играли и педагоги, традиционно вне зачета. Победили ум и смекалка.
А еще вечерами мы проводили спортивно-интеллектуальную эстафету, матчевые встречи между сборной учителей и учеников по волейболу. Интересно прошло посвящение в экспедиторы, запомнилось и представление регионов. Дожди и грязь не помешали нам весело и со смыслом провести время.
Завершением всего стали большой костер, песни до утра и рассвет - красивый, неповторимый - над Камой.

Блин, который не комом
В этом году мы трансформировали итоговую конференцию, прежде всего выделив в отдельную секцию научные доклады и стендовые сообщения. Во второй части нас ждали творческие презентации проектов и программ. Блин не оказался комом. Все прошло очень здорово, быстро и интересно, а каждый из ребят нашел свою нишу.
На закрытии Межрегиональной экологической экспедиции школьников России делегациям были вручены сертификаты и дипломы, по заслугам получили подарки младшие школьники, которые в этом году посещали начальную экспедиционную школу. По итогам всего действия «Золотую ручку» получила Алена Маркова из Вологодской области, лучшим фотографом признан Андрей Бабкин из города-героя Тулы.
«Для меня эта экспедиция пятая по счету. Так получилось, что впервые в это движение я попал в Горнозаводском районе Пермского края, а в этом году мы приехали на реку Каму. Несмотря на то что я знаком со всеми учителями, общаюсь со многими ребятами из разных регионов России, каждая экспедиция дарит новых друзей и становится ярчайшим событием в моей жизни. Это счастье - быть две недели в кругу единомышленников, делиться идеями, находить новые для себя горизонты и идти дальше. Я благодарен своим руководителям за то, что они открыли для меня это замечательное событие», - написал ученик 10‑го класса гимназии №14 Ейска Тимур Сокол.

​Андрей СЕМКЕ, победитель конкурса «Учитель года Краснодарского края»-2000, заслуженный учитель Кубани, фото автора