Анна ШЕЛЕСТОВА, выпускница Суоярвской средней школы 2019 года, Карелия:
- Мне кажется, этот год оказался непредсказуемым для всех. Уж очень многих удивили результаты ЕГЭ: знаю тех, кто готовился несколько дней, имея низкий уровень знаний, и получил приличные баллы (от 80 до 100!), также знаю и тех, кто уже в пятом классе определился, кем хочет видеть себя в будущем, занимался все годы углубленным изучением необходимых предметов, последние год-два проходил обучение в онлайн-школах или обучался дополнительно с репетитором, но получил низкий, совершенно неожиданный результат. На едином государственном экзамене пришлось столкнуться с суровой реальностью. Замечательный писатель Корней Чуковский придумал термин «канцелярит», который, на мой взгляд, как нельзя лучше описывает всю процедуру ЕГЭ. Никакого полета фантазии, никаких своих умозаключений показать не получится, к примеру, на экзамене по русскому языку, литературе и обществознанию. Именно эти предметы нужны были мне для поступления в вуз. Попытавшись вложить душу, не только заученные факты, наткнулась на непонимание. Кто-то скажет, мол, нужно приспособиться, на­учиться писать по определенному шаблону, сдать и забыть. Вот только я так не умею. Нужно давать развиваться юным даже в рамках экзамена, а не загонять в тупик, заставляя мыслить шаблонно. Особенно творческие задания стоит ценить за идею, постановку проблемы, сюжет, самовыражение. ЕГЭ испортил планы, а я выстраивала их по кирпичику годами. По поводу выбора университета, честно, не определилась. Рассматриваю несколько вариантов, но не хочу о них говорить, чтобы не обнадеживать близких и друзей.

Владимир БОБРОВ, выпускник колледжа, Великий Новгород:
- Я выбрал заочное обучение в вузе, чтобы можно было работать и жить отдельно от родителей. Легче учиться в своем родном городе, поэтому я поступил в Новгородский государственный университет. Я окончил в этом году колледж, но выбранная мной вузовская специальность отличалась от той, которую я получил в колледже, поэтому нужно было сдавать все вступительные экзамены. В этом, кстати, отличие для тех, кто идет в институт после колледжа, а не после школы. Мне нужно было сдавать не результаты ЕГЭ, а вузовские экзамены, которые оказались для меня довольно простыми. Минус вижу здесь только один. Он заключается в том, что я буду учиться платно. Бюджетных мест для заочников сейчас почти нет в вузах. Но если оформить договор об оплате с институтом на себя лично, то можно по окончании года получить налоговый вычет на работе. В ходе приемной кампании мне подробно отвечали на все вопросы. Я волновался, есть ли лимит мест для заочников. Но мне сказали, что, если пройду экзамены, поступлю гарантированно.

Екатерина МАТУШКИНА, абитуриентка, Санкт-Петербург:
- Я выбрала аграрный вуз. К сожалению, когда посмотрела на списки зачисленных в первую волну, то себя не увидела. У меня небольшой общий балл по ЕГЭ. Бюджетных мест на мою специальность было мало - всего 15, и то 3 из них для абитуриентов с особым правом. Впрочем, когда я подавала документы, меня сразу предупредили, что с такими баллами поступить на бюджет шансов мало. Буду пробовать поступать на платное обучение, хотя это очень дорого - больше 200 тысяч рублей в год. Родители сказали, что могут заплатить за полгода, а дальше все будет зависеть от меня. Если буду хорошо учиться, то есть шанс перейти на бюджет. После первой сессии всегда видно, кто пришел с желанием учиться, а кто - просто получить диплом.

Елизавета НИЗОВЦЕВА, абитуриентка, Москва:
- Мы после семейного совета выбрали РУДН, Институт мировой экономики и бизнеса, направление «Реклама и связи с общественностью». На бюджет не поступили, так как было всего четыре места.
Трудностей с поступлением не было. Как только узнали результаты, сразу повезли документы и подписали договор. Обстановка в вузе очень доброжелательная. Кстати, и приказы о зачислении в РУДН стали известны раньше, чем в других вузах, 12 июля, вместо первых чисел августа.
Основные сложности возникают именно у бюджетников, там важно все время мониторить результаты и вовремя привезти оригинал аттестата в тот вуз, где проходишь по баллам. Также некоторые вузы проводят свои тестирования помимо ЕГЭ. Это тоже нужно учитывать при поступлении.

Владимир АНДРЕЕВ, учитель английского языка, Ессентуки, Ставропольский край:
- В этом году моя знакомая учительница выпустила 11‑й класс в качестве классного руководителя. Поинтересовался у нее, как и куда поступали ребята. Из 18 ее питомцев 14 подтвердили поступление в вузы региона и даже Москвы. При этом четверо будут учиться на бюджетной основе. Довольны все. В конце концов кто учился более ответственно, тот больше баллов по ЕГЭ и набрал. Выпускники благодарны школе и конкретным учителям. О каких-то особых трудностях при поступлении не говорят ни ребята, ни их родители.

Ольга СЕРГЕЕВА (имя и фамилия изменены), мама абитуриентки, Иваново:
- Дочь целилась в московский вуз, но баллов на бюджетное отделение не хватило. А цены на платное обучение в столице кусаются. В итоге поступила в Ивановский энергетический институт, на платное отделение. Денег у нас немного, но можно использовать маткапитал, его хватит на оплату всей учебы. Угадали ли мы с вузом, покажет время.

Татьяна КОРОТКОВА, мама абитуриента, Королев, Московская область:
- Мы выбрали лингвистику, но с учетом баллов ЕГЭ изначально не рассчитывали на бюджетное место. Подавали документы в четыре вуза, сразу на платное отделение. В первую очередь в Мытищинский филиал МГТУ имени Н.Э.Баумана, бывший Университет леса. Вторым был МИИТ, старейший железнодорожный вуз. В приемную комиссию приехали в субботу, и тут нас ожидал небольшой шок: столько абитуриентов пришло с родителями! Встав в электронную очередь, мы получили талон под номером 211. Минут через 15 нас отвели в другое здание, там снова пришлось брать талон. Пока ждали в очереди, стали искать с сыном туалет. И нашли его… по запаху. Это было неприятно.
В будни поехали в Московский государственный областной университет. Это был единственный вуз, где абитуриентов и родителей разделили. Дети сами заносили в компьютер свои данные, а потом относили документы в приемную комиссию. Родители в это время ожидали в специальной аудитории. Как нам объяснили, это для того, чтобы мы не влияли на их выбор. Когда я попробовала пробиться в приемную комиссию, мне сказали, что я могу пройти вместе с сыном, но если сразу заплачу за обучение.
Также мы подали документы в частный вуз - Российский новый университет. Там все было организовано по уму. Анкету можно было заранее заполнить в электронной форме дома. В приемную комиссию посадили умников и умниц, которые все могли объяснить. Они посоветовали нам на всякий случай подать документы и на бюджетное отделение. В общем, никакого ощущения шарашкиной конторы.
Но в итоге сын будет учиться в Мытищах. Приказа о зачислении мы еще не видели, но нам позвонили и сказали, что группа уже сформирована.