​Так, в последние годы стало модным открывать губернаторские школы, лицеи и колледжи, образовательные центры самых звонких названий. Их открытие проходит помпезно, с участием губернаторов, министров и депутатов, с широким освещением в СМИ. В обществе формируется ощущение прорыва: власть повернулась к школе, первые лица берут образование под личный контроль. Однако, если обратиться к средним цифрам, повод для ликования исчезает.

В Московской области тоже открыта Губернаторская школа (Пушкинский район), созданная в рамках инициативы «Кадры будущего для регионов». На будущее она, возможно, еще и поработает, но, если заглянуть в настоящее, в средние цифры по сменности обучения, обнаружится, что в Московской области более 450 детей еще учатся в три смены. И это, повторяю, чуть ли не в шаговой доступности от столицы, в часе езды от резиденции подмосковных властей! Губернаторам приятно, конечно, шефствовать над лучшими, но в приоритетном внимании нуждаются отстающие.

Не обделенный ни вниманием, ни инвестициями образовательный центр «Сириус» в Сочи запустил строительство новой школы стоимостью в 1,1 млрд рублей, в ближайших планах открытие технопарка и концертного зала. Центр работает круглый год, проезд и пребывание в нем бесплатные. Все это вызывает позитивные эмоции. Смущает лишь то, что эффективность учрежденного в 2014 году центра пока измеряют только объемом затрат на него. Между тем «Сириусы», кванториумы, губернаторские лицеи, как по команде, открываются повсеместно, их наличие становится эталоном успешности регионального образования. Заметим, открываются за счет бюджетов, рассчитанных не на создание показательных образцов, а на поддержание в норме «средней температуры» по образованию.

Из курса школы известно: если в одном из сообщающихся сосудов воды прибыло, в другом она убыла. Так же и в образовании: яркие прорывы достигаются за счет снижения средних показателей, торжество одних означает ущемление других. Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты, призванной контролировать оптимальность бюджетных расходов, резонно задает вопрос: «Сириусы», кванториумы, а как же остальные? Те, которые как раз неуспешные и проблемные? Про них мы забыли?»

Обращение к показателям «средней температуры» по образованию гасит все эмоции по поводу ярких образцов будущего и ввергает в транс нарастающими негативными тенденциями. По оценке Института развития образования НИУ ВШЭ, с 2014 года идет снижение удельных расходов на образование. Нет ни одного региона, где бы за пятилетие они выросли. Ни одного! В большинстве из них ресурсов хватает только на поддержание «средней температуры», о развитии образования речи не идет.

Общеизвестна проблема 3200 школ, которые до сих пор не имеют теплых туалетов. В ноябре 2017 года глава Совета Федерации Валентина Матвиенко потребовала «решить проблему обязательно в следующем году. Этого вопроса не должно быть ни в одном регионе». Прошло полтора года, регионы, в чьей зоне ответственности находятся эти вопросы, отмолчались… А может, с них не спросили.

Чтобы свести концы с концами, школы продолжают «кошмарить» родителей, собирая деньги по всем статьям расходов: на ремонт, приобретение мебели, охрану. После недавней «разъяснительной работы» размер сборов чуть уменьшился до 4425 рублей в год на одного ребенка, но остается массовым явлением и охватывает 83% родителей. По факту в стране появился муниципальный налог на образование.

Пугающими становятся контрасты «средней температуры» по образованию в мегаполисах и на окраинах. Средняя зарплата учителя в Москве составляет 107000 рублей в месяц, в Республике Тыва - 5600, в Ивановской области - 5065, а на Алтае и вовсе 3336 рублей. В бедных территориях на одного учителя в среднем приходится 1,78 ставки в месяц, что является чудовищной нагрузкой. На Алтае зарплата учителя составляет лишь 13% от средней зарплаты в крае. Такое уж у нас «единое образовательное пространство». Таков уж у нас Закон «Об образовании в РФ» со спящими нормами.

Измерение «средней температуры» по образованию требует поставить диагноз о принявшей хронический характер тенденции, которую можно охарактеризовать как отстающее развитие.

Тенденция, при сохранении которой вероятность развития образования из нулевой становится отрицательной. Внешне все обеспокоены, отовсюду слышны стоны, возмущение и призывы. Ими все и ограничивается. Россия стала страной профессиональных плакальщиков, но в ней нет решальщиков. Как писал Константин Ушинский, налицо «развитие головы и совершенное бессилие характеров».

С переводом полномочий по управлению образованием в регионы и муниципалитеты они стали в полном объеме отвечать за «среднюю температуру» по образованию в своих территориях. Вместе с полномочиями обычно приходит и ответственность, что не всегда и не сразу сознается. Не изменились и формы взаимодействия верхов и низов.

Министр просвещения Ольга Васильева, выступая на Всероссийском совещании региональных министров образования, жалуется, что рекомендации главного федерального ведомства часто не принимаются на местах. Да, сегодня федеральное министерство может отсылать в регионы только рекомендации. Такова природа федерализма. И если они массово не исполняются, следует не возмущаться, не видеть в регионах врагов образования, а внимательно изучать причины. Возможно, и отказываться от амбициозных рекомендаций и указаний.

Но если принят закон, тут надо не плакать, а власть употребить. Это тоже правило федерализма. Иначе вместо строгого исполнения указа Президента России пятилетней давности по зарплатам учителей мы получаем пятилетку взаимных упреков и обвинений, от которых страдает учитель, а «средняя температура» по образованию приближается к критической. Какова она, мы увидим на выборах в региональные и муниципальные органы управления 8 сентября.

Российское учительство имеет возможность избрать на них не профессиональных плакальщиков, а тех, кто видит, понимает и готов решать проблемы. Избирательные комиссии чаще всего располагаются в помещениях образовательных учреждений, где и происходит таинство (в прямом и переносном смысле) выборов.

Педагогическая общественность явно недооценивает свои возможности. В своей массе она составляет значительную часть электората. А если учесть потенциал кооперации всех уровней образования, их влияние на родителей, можно утверждать, что учительство России способно путем справедливых выборов влиять на ситуацию в стране.

Будем помнить об этом!

Игорь СМИРНОВ, доктор философских наук, член-корреспондент РАО