​Это представляется очевидным: современные антропологи считают, что главную роль в эволюции человека сыграл не столько труд (как учили когда-то в школе), а общество и отношения в нем. Это подтверждается современными исследованиями. Разум, так же как и речь, развивался у наших предков именно как инструмент эффективного взаимодействия с многочисленными соплеменниками. Доктор исторических наук Марина Бутовская утверждает: «Человека сделали человеком именно социальные отношения. Можно сказать, что разум и интеллект развивались не для того, чтобы эффективнее срывать бананы с дерева, а для того, чтобы эффективно функционировать в коллективе». В дальнейшем все эволюционное развитие человека определялось именно социальным взаимодействием.

Важно отметить, что современные дети перестают играть в обычные игрушки, отдавая предпочтение электронным. Когда ребенок взаимодействует с девайсом, он играет в одиночку, поскольку для этого не нужны другие люди. Популярные нынче игрушки, умеющие говорить, считать, петь песни, указывающие ребенку, что и как ему делать, блокируют активность ребенка, навязывая ему свою волю, по сути, подменяя реальный развивающий личность процесс игры. При этом главные качества личности, которые формирует игра (воображение, свобода действий, эмоциональная вовлеченность в деятельность, творческая активность, изобретательность), совершенно не развиваются.

Сокращение взаимодействия ребенка с реальностью серьезно сказывается на психике, в первую очередь препятствует формированию эмоциональной сферы и самосознания. Технологичные игрушки и разнообразные девайсы очень удобны родителям: не отвлекая взрослых, занятый виртуальной игрой, погруженный в создаваемое ею пространство ребенок молчит, вследствие чего возникает иллюзия, что он занят и в безопасности. На самом деле это не так.

У многих современных детей возникают серьезные нарушения в коммуникации: человек перестает для них быть главным партнером в общении. По мере взросления дети от компьютерных игр переходят к виртуальному взаимодействию, где не надо развивать и проявлять такие качества личности, как ответственность, смелость, взаимопонимание. Ведь можно просто их выдумать, сказать, что они есть, в сетевом общении их не надо демонстрировать. Социальные компетенции при этом не развиваются.

Молодежь без необходимых социальных навыков не способна зачастую решать реальные жизненные задачи, так как они требуют в качестве главного условия наличие компетенций социального взаимодействия. Современные дети, вместо того чтобы познавать мир, читая книги, слушая рассказы старших, задавая им бесконечное множество вопросов, приобретая в процессе реального общения со сверстниками жизненный опыт, теперь активно используют поисковые виртуальные системы, сразу получая готовый ответ на любой вопрос. Таким образом, пропадает и обесценивается упомянутый социальный опыт непосредственного, реального общения с окружающим миром с самого детства. Все родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Задача воспитания - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Помочь современным школьникам сформировать умения и культуру непосредственного общения может и должна школа. Ориентироваться в связи с этим нужно на личность ребенка, при этом постараться создать ему комфортные условия для учебы и существования в коллективе. При этом важнейшей задачей педагога становится создание условий для продуктивного социального взаимодействия школьников как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности.

Существуют педагогические техники, которые решают проблемы развития социальной компетентности обучающихся. Это групповые и игровые технологии. Групповая учебная деятельность не изолирует детей друг от друга, а, наоборот, дает возможность реализовать их природное стремление к общению, взаимопомощи и совместному труду. Кроме того, ребятам бывает психологически сложно часто обращаться за объяснением к учителю, гораздо проще проконсультироваться со сверстниками. В процессе группового взаимодействия они учатся прислушиваться к мнению товарищей, осваивают культуру ведения диалога, привыкают нести ответственность за результаты своей деятельности и работы других людей.

Другим способом формирования социальной компетентности являются дидактические игры. Процесс игры подчинен решению дидактической задачи, которая всегда связана с определенной темой учебной программы. Ценность технологии заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно осваивают учебный материал, активно помогают друг другу в этом.

Наталия ПРЯНИКОВА, учитель истории и обществознания школы №1508