Российский солдат, российский офицер… Весь мир восхищается нашими воинами, их готовностью к самопожертвованию, их беспримерными и мужеством и доблестью. Российский солдат сражается до последней капли крови, так было и будет всегда. Кадеты должны продолжать великие традиции и брать пример с тех, для кого слова «Родина», «долг», «честь» дороже всего. В нашей школе кадетам есть с кого брать пример, прежде всего со своих офицеров-воспитателей. В каждом классе свой наставник, который на личном примере показывает, как стать достойным гражданином своей Родины.

Игорь Дмитриевич Копьев - полковник в отставке, воспитатель 9‑го «К» кадетского класса, но, как говорится, настоящий офицер всегда в строю. Практически всю жизнь посвятил служению Отечеству. За это время было множество командировок в «горячие точки».

Игорь Дмитриевич направляет в нужное русло и воспитывает молодое поколение страны, показывая на собственном примере, как можно стать достойным гражданином Родины. Предметом исключительной гордости товарища полковника является краповый берет - высшая форма отличия военнослужащих подразделений специального назначения внутренних войск. Кроме того, этот головной убор - символ доблести и чести.

- Каждый парад и важное кадетское мероприятие проходят под звон его многочисленных наград, - рассказывает о своем наставнике Мадина Егизарян, учащаяся 9‑го «К» класса. - Как только слышится звонкая мелодия, сталкивающихся медалей, все понимают, кто зашел в зал. Зашел Игорь Дмитриевич - герой нашего времени. Зашел офицер-воспитатель, с которого многие кадеты берут пример, мечтая повесить на свой парадный китель хотя бы одну из его наград. Но лишь незначительная часть из них знает, чего действительно стоят эти награды.

- Игорь Дмитриевич - один из тех, кто продолжает славные традиции русских воинов, - рассказывает Дарья Копытина. - Несгибаемый характер российского офицера - это, наверное, и есть наше главное и самое мощное оружие. Для многих Игорь Дмитриевич является примером, а для меня он настоящий герой, на которого нужно равняться. Именно благодаря таким офицерам живы понятия «Родина», «долг», «честь».

«Офицерами не рождаются, а становятся» - именно это и доказывает на своем примере воспитатель 10‑го «К» класса подполковник Алексей Николаевич Гарбарь. Выпускник Казанского суворовского училища и Оренбургского командного зенитно-ракетного Краснознаменного училища, Алексей Николаевич передает накопленный многолетний опыт молодому поколению, обучая молодежь основам военного дела. За плечами нелегкая служба в Группе советских войск в Германии и во многих уголках нашей Родины. Послужной список подполковника Алексея Николаевича Гарбаря говорит о его профессионализме и многогранности личности, о мужестве и исполнительности, об умении выполнять поставленные задачи и высоких моральных качествах. Алексей Николаевич - ветеран Вооруженных сил.

- Его личный пример очень важен для каждого из кадет, - рассказывает Арина Корсунова, учащаяся 10‑го «К» класса. - Мы знаем, что в трудную минуту он всегда рядом, всегда поможет и поддержит, защитит и поведет за собой к победе.

Но первый набор кадетского класса доверили молодому офицеру Александру Сергеевичу Кудряшову. Сейчас его воспитанники - выпускники 11‑го «К» класса. Выпускнику Тверского военного суворовского училища и Военного университета МО Российской Федерации пришлось стать во всем первым: первый кадетский класс, первый офицер-воспитатель и пример для подражания.

- Сейчас наш последний год с товарищем капитаном, - рассказывает Адиса Гафури, учащаяся 11‑го «К» класса. - Пять лет пролетели незаметно. За это время Александр Сергеевич стал нам «вторым папой». Со всеми вопросами мы идем к нему. Богатый жизненный опыт помогает нашему офицеру-воспитателю справляться со всеми нашими подростковыми проблемами. Как жалко будет расставаться…

Чтобы самим прикоснуться к истории, в рамках проектной деятельности кадеты школы №1748 отправились именно на сталинградскую землю, где 76 лет назад произошел коренной перелом в ходе истории. Посетив мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане, музей-панораму «Сталинградская битва», музей «Память», музей В.И. Чуйкова в мужском педагогическом лицее, изучив архивные документы и музейные экспонаты, узнали многое о Сталинградской битве, собрали богатый материал. В результате этой поездки была создана виртуальная экскурсия «Высота 102 - главная точка России, священное место для великого народа», которая знакомит с историей создания памятника - ансамбля «Героям Сталинградской битвы» и его композицией: каждая часть - отдельная страница Великой Отечественной войны. Данная проектная работа стала одним из победителей на II Форуме учащихся учреждений общего среднего образования, взаимодействующих с Академией Министерства внутренних дел Республики Беларусь (с международным участием).

Еще одно место на волгоградской земле, которое нельзя было не посетить, - это военно-мемориальный комплекс в селе Россошки, где рядом покоятся останки тех, кто некогда противостоял друг другу во время Второй мировой войны.

- Когда мы узнали, что в Россошках находится необычное кладбище, то решили отправиться туда, чтобы найти ответы на вопросы, которые нам не давали покоя, - рассказывает Дарья Демидова, учащаяся 10‑го «К» класса. - А вопросов было много, и один из них: почему на территории нашей страны существуют захоронения солдат вермахта? Посетив военно-мемориальный комплекс в Россошках, взяв интервью у Андрея Орешкина, председателя РО «Поисковое движение России» по Волгоградской области, посетив музей «Надежда» и изучив архивные документы и музейные экспонаты, мы пришли к выводу, что суть мемориала заключается в том, что воевали не только с одной стороны, но и с другой: планы задумывают военачальники, а выполняют солдаты. Солдаты - главные молчаливые герои войны. Основная идея комплекса, выполненного в едином стиле, - начало длинной дороги к примирению народов над бесчисленными могилами павших в той страшной войне.

- Россошки - это как раз то самое место, где прежде всего надо вспомнить о людях, которые здесь погибли во имя решающего поворота в войне, - рассказывает Дарья Копытина, воспитанница 9‑го «К» класса. - Именно здесь начинаешь реально ощущать тот ужас, который творился на сталинградской земле, как хрупок мир, как велика его цена. Здесь несколько десятков тысяч захоронений, можно ходить часами, читая надписи и пояснения. А ведь за каждой надписью чья-то человеческая судьба, трагедия семьи, так и не дождавшейся с войны своего солдата. На войне не бывает победителей и побежденных, смерть уравнивает всех - и тех, кто побеждает, и тех, кто проигрывает.

В результате этой поездки была создана исследовательская работа «Военно-мемориальный комплекс в Россошках как символ масштаба трагедии любой войны». Она посвящена изучению военно-мемориального комплекса в селе Россошки Волгоградской области и направлена на формирование духовно-нравственных, гражданских качеств личности, на развитие интереса к истории нашей страны и на формирование представлений о памятниках как исторических источниках. Данная работа стала победителем и призером различных конкурсов. По словам самих участников этого масштабного проекта, кадеты пропустили работу через себя, и она стала им очень дорога.

Лариса ИЛЬИНА, учитель русского языка и литературы школы №1748