​Инновация - понятие широкое. В переводе с английского innovation означает внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов. В рамках школьного образования, на мой взгляд, под инновацией можно понимать совокупность образовательных технологий, способствующих значительному и качественному повышению эффективности процесса обучения и преподавания. Сегодня в Москве реализуется немалое количество образовательных проектов, направленных на развитие и обучающихся, и преподавателей. Это, например, просветительско-образовательный проект «Суббота московского школьника» (в рамках которого можно посетить «Исторические субботы», «Спортивные субботы», «Арт-субботы», «Университетские субботы»), представляющий огромный спектр разнообразных заданий, мастер-классов, квестов, тематических экскурсий для учеников, родителей и учителей. Интересными инновационными проектами являются и межпредметные олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы», «История и культура храмов столицы», «Не прервется связь поколений», «Москва - столица многонациональной России» и многие другие. Но хочется отдельно остановиться на одном очень интересном проекте. В XXI веке - веке стремительной информатизации - образовательные организации и музеи наряду с традиционными формами и методами работы разрабатывают новые совместные формы деятельности, которые призваны не только вызвать интерес учеников и расширить их кругозор, но и ввести в практику учебно-просветительской работы новые приемы и технологии. Так возникло взаимодействие музеев и образовательных организаций. В образовательном проекте могут участвовать учащиеся 1‑11‑х классов. Принял участие в данном проекте и 5‑й «В» класс нашей школы. Выбор музеев достаточно разнообразен: «Усадьба Кусково XVIII века», Мемориальный музей космонавтики, Музей-панорама «Бородинская битва», Московский музей современного искусства. Мы с ребятами выбрали Мемориальный музей космонавтики, в котором и провели уроки географии, английского языка и литературы. Было очень приятно, что кроме подачи заявки от класса на конкретный день для проведения уроков в музее никаких других действий от учителя не требуется. Музеи предлагают уже готовые задания к урокам, но учитель может изменить их, соединить задания из разных предметов или придумать вопросы для своих учеников. Творчество педагога не ограничено! Сначала ребятам новые формы работы показались непривычными, ведь мы привыкли ходить по музеям с экскурсией, во время которой экскурсовод знакомит с экспозицией музея. Но тут от нас требуется все, что необходимо для решения поставленной образовательной задачи, найти самим. И вот… пять минут удивления - и дети влились в работу, стали активно искать ответы на задания. Такая форма работы моим ученикам очень понравилась.

- Мне очень понравились уроки в Музее космонавтики, - радуется ученица 5‑го «В» класса Анна Непомнящая. - Мы рассматривали экспонаты, отвечали на вопросы, и я узнала о многих вещах, историях и фактах о космосе, которых я раньше не знала. Мы могли не только посмотреть на экспонаты, но и дотронутся до них, а в какие-то даже и залезть. Очень хотелось бы, чтобы у нас таких уроков было побольше.

Высоко оценили уроки в музее и родители.

- Открыла для себя новый формат урока - это урок в музее, - комментирует мама ученицы 5‑го «В» класса Анна Исаева. - Интересно то, что происходит смена обстановки, которая ведет к новым знаниям и впечатлениям. Также интересен урок, который проходит в формате викторины. Естественно, для детей было интересно отвечать на вопрос, рассматривая экспонаты. Замечательный опыт, который хотелось бы повторить.

Преимущество данного проекта заключается, во-первых, в том, что проект «Урок в музее» способствует оптимальной реализации рабочей программы учителя. Те же самые темы по истории, математике, русскому языку и другим предметам, которые можно объяснить на уроке в школе, можно прекрасно изучить или закрепить, используя музейные ресурсы. Во-вторых, учитель может раскрыть свой творческий потенциал, придумывая задания или выбирая из предложенных заданий то, что считает необходимым. В-третьих, проект помогает реализовывать междисциплинарный компонент. Например, задания по истории могут включать в себя задания по математике, литературе, русскому языку, географии. В-четвертых, проект помогает формировать и развивать больше универсальных учебных действий. Развиваются личностные способности ребят, дети учатся работать в коллективе, ставить цели, планировать и корректировать планы работы. Все это в совокупности приводит к тому, что обстановка музея, интересные и необычные задания повышают интерес к уроку, пробуждают желание узнать что-то новое, связать со знаниями, полученными на других учебных предметах. То есть эффективность образовательного процесса значительно повышается, что соответствует задачам внедрения инноваций в образовании.

Ричард ОЛОККУВЕ, учитель истории, литературы и обществознания школы №1947