Сначала у нашей школы был совместный проект с Курчатовским центром, потом появились инженерные, медицинские и кадетские классы, и вскоре стало понятно, что есть ребята, способные заниматься тем, что принято называть академической наукой.

Проект «Академический класс» объединяет усилия учителей московских школ, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования и науки города Москвы и научных организаций.
Образовательные программы академических (научно-технологических) классов знакомят обучающихся с применением научных знаний и результатов научных исследований в изучении проблем реальной жизни и основаны на погружении в научно-исследовательскую (проектную) деятельность для осознанного выбора современных профессий в наукоемких отраслях экономики.

С сентября 2017 года школа №429 стала кандидатом на включение в проект «Академический класс в московской школе». Хотим поделиться тем, каким образом мы пришли к решению включиться в данный проект, а также тем, как нам видится продолжение работы в проекте, стать полноправными участниками которого мы надеемся.

В школе уже много лет ведется работа в направлении предпрофессиональной подготовки. В рамках этой работы у нас уже сложились партнерские отношения с целым рядом высших учебных заведений и научных организаций, в которых студенты успешно занимаются научной деятельностью. На протяжении многих лет школа сотрудничает с МГТУ имени Н.Э.Баумана.

Основные направления совместной работы:
- «Законы сохранения и следствия из них. Применение законов сохранения при решении олимпиадных задач и задач повышенной сложности (Кинематика. Динамика. Статика. Электростатика)»;
- «Начала термодинамики, законы постоянного тока и геометрической оптики. Применение законов природы при решении олимпиадных задач и задач повышенной сложности»;
- «Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности по разделам «Теория относительности и основы квантовой физики», «Законы сохранения в современной физике», «Решение комбинированных задач»;
- «Функции и их графики. Применение свойств функций к решению задач повышенной сложности на ЕГЭ и олимпиадах»;
- «Методы решения текстовых задач повышенной сложности»;
- «Методы решения сложных задач по стереометрии»;
- «Введение в технику управления аэрокосмическими летательными аппаратами».

По этим направлениям проводятся занятия для учащихся и педагогов, круглые столы, мастер-классы, а также эксперименты, позволяющие набрать материал для выполнения проектных и исследовательских работ.

С 2015 года развивается сотрудничество школы с Первым Московским государственным медицинским университетом имени И.М. Сеченова. Одними из важнейших направлений деятельности академического класса являются организация, проведение и участие в научных конференциях. Именно такую первую конференцию мы провели совместно с данным университетом на территории нашего учреждения в декабре 2016 года.

В работе первой научно-практической конференции проектных и исследовательских работ школьников «Химия биогенных элементов и ее роль в формировании современного врача» приняли участие 34 образовательных учреждения.

Комиссия по проверке проектов конференции приняла решение предоставить 15 участникам слово для устного доклада, 18 проектов были представлены как стендовые доклады, 14 проектов было решено разместить на интернет-портале Первого МГМУ имени И.М. Сеченова.

Для работы в предпрофессиональных классах необходимо серьезное кадровое обеспечение. Так, педагоги нашей школы в этом учебном году приняли активное участие в работе 2‑й Троицкой школы повышения квалификации на базе Троицкого научного центра РАН. ТШПФ - ежегодное мероприятие в формате конференции - научно-практической школы с активным вовлечением РАН, научно-исследовательских институтов и высокотехнологических предприятий наукограда Троицка в составе города Москвы. Программа предусматривала обзорные лекции ведущих ученых мирового уровня по актуальным вопросам современного естествознания с привязкой к соответствующим предметным курсам (физика, химия, астрономия, биология) и с обязательной практической иллюстрацией лекций в ведущих лабораториях троицких НИИ.

Невозможно работать в проекте «Академический класс», не сотрудничая с ведущими научными организациями страны. Коллектив школы нашел возможность заключить договор и начать сотрудничество с Институтом синтетических полимерных материалов имени Н.С.Ениколопова РАН. Конкретную практическую работу мы начали с лабораторией твердофазных химических реакций (завлабораторией - доктор химических наук, профессор Александр Николаевич Зеленецкий). Основные цели этой лаборатории - разработка и проведение твердофазного синтеза производных, привитых сополимеров, композиционных полимерных материалов и гибридных систем на основе синтетических и природных полимеров; разработка и проведение механохимического синтеза металлоорганических полимеров, обладающих магнитно-резистивными (спинтронными) свойствами; исследование структуры, физико-химических и механических свойств разрабатываемых материалов.

Несмотря на, казалось бы, перенасыщенный научными терминами текст, педагоги и учащиеся обнаружили, что некоторые направления работы лаборатории могут проводиться на оборудовании, которое имеется и в нашей школе (поступило в рамках проектов «Инженерный класс» и «Курчатовский проект»). Пример - атомно-силовой микроскоп. Поэтому на дальнейшее сотрудничество с лабораторией мы смотрим с оптимизмом.

Также обучающиеся академических классов участвовали в научно-практической конференции «Наука для жизни», которая прошла в Институте общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН. Ребята посетили секции «Материаловедение и нанотехнологии», «Информационные технологии и программирование», «Оптика и астрономия». Стало понятно: чем больше знакомишься с наукой, тем больше любишь ее. Особый интерес у них вызвала стендовая сессия, на которой были представлены различные макеты технических устройств.

В качестве будущего проекта, который мог бы претендовать на успех в данной конференции, мы считаем интересную разработку наших обучающихся. Исследования ребят на стыке физики и химии позволило им проанализировать качество кремниевого покрытия вольфрамовых пластин. Результаты вызвали интерес сотрудников НПП «Сапфир», потому что связаны с изготовлением современных биосенсоров.

Проект обучающихся, проявивших склонность к исследовательской деятельности в медицинском направлении, проводился на стыке инженерии и медицины. Под руководством ЦМИТ МГТУ имени Н.Э. Баумана ребята придумали способ анализа качества зубных протезов. Этот способ заинтересовал администрацию стоматологической поликлиники №32, так как позволяет проводить бракераж продукции поставщиков протезов.

Опыт нашей работы показывает, что для достижения успеха в различных городских проектах необходимо ориентироваться на те целевые индикаторы, которые наиболее эффективно могут быть достигнуты с конкретными учащимися. Мы считаем, что индивидуальный подход к применению критериев реализации проектов - важнейшее средство оптимизации деятельности учреждения, работающего над несколькими городскими проектами одновременно.

В итоге выполнения проектов предпрофессионального обучения организации высшего образования и научные организации получат надежный ресурс - выпускников, мотивированных на получение профессий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологические отрасли промышленности, необходимые для устойчивого опережающего мир развития России в XXI веке.

Римма БОЙКО, заместитель директора школы №429