Свой олимпиадный путь я начала в седьмом классе, участвуя в школьном и муниципальном этапах ВОШ и олимпиадах вузов по многим предметам, начиная от географии, математики и заканчивая обществознанием и правом. В то время я не придавала этому большого значения, меня просто увлекал сам процесс написания олимпиады, дальнейшего разбора заданий, их обсуждение с друзьями и учителями. В конце восьмого класса благодаря интереснейшим урокам Валентины Валерьевны Казаковой я поняла, что больше всего меня привлекают предметы социального профиля, поэтому стала обращать большее внимание на историю, обществознание и право.

Когда я пере­шла в девятый класс, в нашей школе появилась возможность целенаправленно готовиться к олимпиадам под руководством бывших призеров и победителей ВОШ. В этом эксперименте под названием «Школа «Олимп-1290» я решила принять участие и готовилась к обществознанию и праву. Это дало свои результаты - я стала призером регионального этапа по этим предметам, а «Олимп-1290» стал работать на постоянной основе.

В десятом классе я поставила себе цель получить диплом заключительного этапа по праву и решила пойти на курсы по подготовке к ВОШ в Центр педагогического мастерства. Тогда мне стало понятно, что значит по-настоящему готовиться к олимпиаде: после уроков приходилось посвящать шесть часов изучению права в ЦПМ, а потом еще дополнительно заниматься самоподготовкой дома.

Олимпиада стала для меня не только интеллектуальным, но и эмоциональным испытанием, иногда справиться с волнением было сложно. Мне очень помогла поддержка семьи, а также дельные советы моей учительницы истории и обществознания Анны Львовны Банчиковой.

Добившись победы в десятом классе, в одиннадцатом я продолжила участвовать в олимпиадах. Регулярные занятия в школе «Олимп-1290» были очень полезны, поскольку я могла повторять вместе с ребятами нужные именно мне темы или проконсультироваться по любому правовому вопросу с моим преподавателем по праву Татьяной Петровной Петровой, которая сама не раз становилась победителем олимпиад. Думаю, что именно совмещение разноплановой подготовки в ЦПМ, в школе и дома помогло мне вновь стать призером заключительного этапа.

В ходе подготовки мне пришлось изучить различные кодексы, федеральные законы, судебную практику и доктрину: акцент в заданиях был сделан именно на знание правовой литературы. Сначала такие объемы, конечно, пугали, но преодолеть этот страх мне помогала систематизация изученного материала. Я делала собственные подробные конспекты, сравнительные таблицы, также часто пользовалась учебными материалами коллег по команде и преподавателей. Именно грамотная организация информации помогла мне создать целостное представление о российском праве, смотреть на вещи глобально и не путаться в уже приобретенных знаниях. Во время непосредственного написания заданий на региональном и заключительном этапах мне пригодилось не только знание законов, но и умение рассуждать, ведь далеко не на все задания я знала точный ответ. Поэтому приходилось либо ставить себя на место законодателя и думать, как бы он подошел к решению этого вопроса при составлении нормативно-правового акта, либо просто стараться логично и последовательно мыслить, что мне особенно помогло в творческих заданиях (например, на заключительном этапе нужно было составить исковое заявление на основе фабулы дела).

Хотелось бы дать несколько советов будущим олимпиадникам. Во-первых, самое главное в достижении цели - составить определенный план занятий, постараться равномерно распределить темы для изучения на все время подготовки, которая должна начаться не позднее сентября. Также полученные знания необходимо всегда подкреплять практикой, и это можно сделать, решая задания прошлых лет. Во-вторых, не стоит пренебрегать своим здоровьем и пытаться что-либо выучить или сделать ночью, особенно накануне самой олимпиады. Такая подготовка будет не только малоэффективна, но и даже вредна, поскольку любое испытание намного проще проходить на свежую, отдохнувшую голову. Надо обязательно давать себе перерыв от учебы - иногда можно и полениться! Еще один совет: в процессе подготовки старайтесь анализировать, что вам больше всего нравится делать (писать тексты, выступать публично, делать расчеты и прочее), какая область изучаемого предмета привлекает вас. К тому же не стоит бояться изучать какие-либо смежные с другими науками вопросы. Так вы сможете понять, в какую сторону вам двигаться во время учебы в институте и при планировании будущей карьеры.

Александра ПАНТЕЛЕЕВА, выпускница 2019года школы №1290