- Как сложилось так, что вы стали участвовать в конкурсе «Учитель года»?
Анна МАКАРОВА:
- Учитель обязан постоянно развиваться, чтобы успевать за своими учениками, а профессиональный конкурс этому способствует. В этом году я участвовала в метапредметной олимпиаде «Московский учитель» и стала призером. Участниками конкурса «Учитель года Москвы» могли стать либо победители, либо призеры трех учительских олимпиад: «Московский учитель», «Новый учитель новой информатики» и «Учитель школы большого города», и я не стала упускать свой шанс и заполнила анкету на сайте конкурса.

Наталья КОРЕШКОВА:
- Участие в конкурсах для меня никогда не было приоритетной задачей, поскольку я всегда была сосредоточена на подготовке моих учеников к подобным мероприятиям. Последние два года я занимаюсь кураторством олимпиады «История и культура храмов столицы». Если раньше на метапредметную олимпиаду я «заходила» как учитель немецкого языка, то последние два года дали мне возможность взглянуть на культурологический компонент с точки зрения религиозной культуры. Было приятно оказаться в числе лауреатов. Я ощутила этот непередаваемый дух не соперничества, а сплоченности, сотрудничества, взаимопомощи и интеллектуального и духовного обогащения. Это ощутили и отметили даже члены жюри. Для меня это был очень ценный опыт.

- Наталья Сергеевна, расскажите о своих мастер-классах, которые вы показывали детям.

- В качестве фокус-группы я выбрала коллег, которые знали немецкий, и весь мастер-класс строился на балансе между немецким и русским. Как показал опыт, жюри сочло данный подход интересным и познавательным. С детьми, которых я привлекла из нашего детского жюри, такая методика тоже хорошо сработала: сначала я задала им вопрос, как они понимают слова «общение» и «коммуникация», а дальше нить разговора образовалась сама собой…

- Анна Игоревна, а как проходил ваш мастер-класс?

- В своем мастер-классе я показывала технологию STEAM-обучения. Steam - это интеграция пяти направлений: s - science (наука), t - technology (технология), e - engineering (инженерия), а - art (искусство), m - mathematics (математика). Основной концепт моего мастер-класса - применение научных знаний в практической деятельности.

- Что вам дало участие в этом конкурсе?
Анна МАКАРОВА:
- Благодаря конкурсу я обрела много новых друзей, профессиональный опыт. Я очень внимательно смотрела мастер-классы участников конкурса, которые преподают в основной и старшей школе. Думаю, что этот опыт мне пригодится. Работая в начальной школе, необходимо знать, что будет требоваться от моих детей в 11‑м. Считаю, что учителям начальных классов надо иметь перед глазами ориентир и добиваться конкретных результатов школьников. Вот этому я училась у своих коллег-конкурсантов.

- Изменилась как-нибудь ваша жизнь после конкурса?
Анна МАКАРОВА:
- Думаю, что глобальные изменения произойдут чуть позже. Поэтому сказать, что что-то кардинальным образом после победы поменялось, я не могу. Сейчас я готовлюсь к Всероссийскому конкурсу «Учитель года России»-2019. Став победителем конкурса «Учитель года Москвы»-2019, я понимаю, что всегда должна соответствовать высокому званию. А это можно подтвердить исключительно своей качественной работой и, как следствие, достижениями моих учеников.

Наталья КОРЕШКОВА:
- В целом нет: я всегда испытывала любовь и поддержку домочадцев, хотя они ощутили гордость, когда я сказала, что приглашена на съезд учителей на ВДНХ в конце августа. Но это было еще одним стимулом к саморазвитию, новой ступенькой, и я очень рада, что она появилась в моей жизни. Преодоление себя - вот что придает мне оптимизма и радости.

- Когда и как вы пришли в профессию?
Анна МАКАРОВА:
- Мои родители - мои первые учителя, хотя никакого отношения к педагогической науке не имеют, но вот моя бабушка всю жизнь работала заведующей детским садом. Он был выездной, с летней дачей, и мои родители часто отправляли меня на лето к бабушке, где я наблюдала за работой педагогов. Когда в школе начались дни самоуправления, я с удовольствием проводила уроки в начальной школе и тогда поняла, что хочу стать учителем.

Наталья КОРЕШКОВА:
- Это произошло очень давно, причем сначала я хотела стать экскурсоводом, но в апреле-мае выпускного года в школе нас вызвали на замену. Побывав на уроке у первого класса в качестве преподавателя, я подумала, почему бы не продолжить развиваться в этом направлении. Можно сказать, я пришла в профессию спонтанно. И не жалею. В августе будет 30лет, как я работаю учителем.

- Наталья Сергеевна, почему вы решили преподавать именно немецкий язык?

- Интерес к языкам, особенно к немецкому, был у меня с детства, в основном благодаря папе, который до поступления в военное училище год отучился в институте иностранных языков. Он читал мне стихи на немецком, много рассказывал об этом языке. Большую роль сыграла и первая учительница, и школа в целом. То есть личность учительницы была определяющим фактором, и если бы она преподавала французский, или японский, или китайский, то я бы увлеклась и ими. Мой детский интерес к человеку перенесся на предмет и сохранился на всю жизнь.

- Что вы считаете главным в своей профессии?
Анна МАКАРОВА:
- Главное в работе учителя - это раскрыть способности ученика. А у каждого они свои.

Наталья КОРЕШКОВА:
- Для меня, пожалуй, главное - видеть личность в ученике, всесторонне ее развивать и поддерживать вне зависимости от его учебной успеваемости.

- Мы знаем, что вы знакомы очень давно. Расскажите поподробнее об этом периоде.
Анна МАКАРОВА:
- Мы с Натальей Сергеевной жили в одном районе. Я училась в школе, где Наталья Сергеевна работала учителем.

Наталья КОРЕШКОВА:
- Анна пришла работать в нашу школу после того, как окончила ее же с медалью.

Анна МАКАРОВА:
- И мы стали уже коллегами!

- Как вы относитесь к информационным технологиям, в особенности к МЭШ? Расскажите подробнее, как она изменила вашу профессиональную жизнь?
Анна МАКАРОВА:
- МЭШ дает возможность для всех участников образовательного процесса найти что-то полезное, удобное, нужное для себя. Это возможность осуществлять взаимодействие между педагогами и обмениваться педагогическим опытом. Я разрабатываю уроки. Разрабатывают уроки мои коллеги. Мы видим, как можно интересно эти уроки проводить, и, соответственно, совместно обучаем своих детей. Для ребят это возможность пользоваться библиотекой и проводить самодиагностику. А для родителей это возможность использования уроков и электронных учебных пособий, если их дети болеют или по каким-то причинам пропустили занятия. Это очень удобно. Это оптимизирует образовательный процесс, делает его интересным, мотивирует к получению новых знаний, умений и навыков. И еще о чем я только начинаю думать: как изменить формат уроков в МЭШ, чтобы было еще удобнее и эффективнее работать на своих уроках.

- Если в ближайшем будущем бумажные учебники перейдут на электронные носители, как будет выглядеть образовательный процесс?

Анна МАКАРОВА:
- Почему в будущем? В московском образовании это происходит здесь и сейчас. Мне бы, например, очень хотелось, чтобы виртуальная реальность, о которой сейчас все говорят, стала доступнее, чтобы мы с детьми, надев очки VR, смогли оказаться в любом уголке земного шара, не выходя из класса. При этом мои ученики с удовольствием читают и бумажные книжки.

Наталья КОРЕШКОВА:
- Я себе позволю маленькое отступление. Опять же хочу вернуться к своим дочерям. Старшая читает книги в электронном виде, а младшая - в бумажном. Каждой удобно по-своему, но та, которая читает книги на бумаге, делает на них пометки, обменивается книгами с друзьями, те в свою очередь также делятся мыслями на полях страниц. К тому же младшей нравятся бумажный шелест, запах книг, их особая аура… И в этом я ее поддерживаю, хотя и не против новых возможностей обучения. Я считаю, что надо совмещать разные подходы к носителям информации, хотя жизнь показывает, что люди все больше переходят на электронные носители. Но это здорово, потому что у современных технологий есть неоспоримые преимущества по сравнению с бумагой: использование гиперссылок, масштабирование карт, работа с интерактивными элементами. Тем не менее необходимо соблюдать баланс, потому что книга способствует большему психологическому и социальному развитию, нежели цифра, и, если школы полностью откажутся от бумажных материалов, возможно, возникнет проблема с личностным общением и развитием. А это самое важное в образовательном процессе, на который должны работать носители информации разного качества. Есть какие-то моменты, которые технологиями нельзя еще охватить.

- Что вы делаете в свободное время от школы?
Анна МАКАРОВА:
- Я веду активный образ жизни. Я 10лет профессионально занималась плаванием, мне нравятся дайвинг и серфинг. Советую. Так как у меня двое мальчишек, которые занимаются джиу-джитсу, мне и моему мужу тоже нужно не отставать, быть в спортивной форме. Мы катаемся на роликах, на велосипедах, очень любим велотуризм на дальние расстояния.

Наталья КОРЕШКОВА:
- У меня дача: не столько для садоводства, сколько для медитации. Немножко йоги, танго и путешествия с семьей. Раз - мы покупаем билеты и летим в Афины. На Пасху мы летим на спортивные соревнования со старшей дочерью в Берлин. Для поездок, которые тебя обновляют, достаточно двух-трех дней, чтобы как-то зарядиться, потом ты внесешь эту энергию в семью и на работу. Это на самом деле помогает, стимулирует и вдохновляет.

- Что вы хотите пожелать учителям, которые в следующем году впервые примут участие в конкурсе «Учитель года»?
Наталья КОРЕШКОВА:
- Веры в себя, в свои силы, в свои возможности. Не сдаваться, если что-то не получится. Я стала призером в свое третье участие. Первый раз я просто узнала формат, свои силы, поняла, что где-то я что-то недоделала в силу каких-то обстоятельств, и далее подходила к подготовке более серьезно. Где-то необходим элемент везения, поэтому надо верить в удачу. Ну и, конечно, читать, развиваться по разным направлениям. Не зацикливаться на одном своем предмете. Для учителя начальных классов это невозможно, потому что спектр огромный. У меня, кстати, такая же база за плечами: первое образование - учитель начальных классов. Так что важна вера в себя и в свои возможности и те возможности, которые нам сейчас дают Интернет и старые добрые бумажные носители, самое главное - чтобы было интересно. Только не лениться! Очень интересный проект сейчас, например, начался: учителям предлагают сдать ЕГЭ по пяти предметам. Есть много возможностей проявить себя.

Анна МАКАРОВА:
- Я советую не бояться сделать первый шаг на пути к новым открытиям и к победе, не бояться трудностей и воспринимать их как стремление к вершине своего личного успеха. А как мы знаем, успех учителя - это успех его учеников.

- Каковы ваши планы на ближайшие пять лет?
Анна МАКАРОВА:
- Я говорю всегда так: загад не бывает богат. Ближайшие планы амбициозные: в сентябре-октябре достойно представить одну из сильнейших образовательных систем мира - московское образование - на Всероссийском конкурсе «Учитель года России»-2019. Что будет дальше, жизнь покажет.

Наталья КОРЕШКОВА:
- У меня какие-то такие точечки есть, а там, конечно, как сложится. Хотелось бы доучить испанский язык, начать изучать финский. Освоить до конца электронную доску, добиться личностного роста в технической сфере. Хотелось бы, чтобы в школе все было стабильно, чтобы меня продолжали окружать интересные коллеги и ученики.

Жанна БАЛАЕВА, ученица 10‑го класса школы №2033