Так что же это такое? Мирмекологи - это ученые, изучающие жизнь муравьев, а формикарий - это сооружение для содержания муравьев, или искусственный муравейник. Первый формикарий был запатентован в 1931 году Фрэнком Остином, известным изобретателем своего времени. Остину пришла эта идея во время наблюдения за колонией муравьев, которая функционировала как единый организм.

Каждому из нас в детстве было интересно, как живут муравьи, чем они питаются, как устроена колония муравьев. Недавно в каждом дошкольном корпусе появились муравьиные фермы, или формикарии. Оказалось, что жизнь муравьев очень насыщенна и интересна. В биологии муравьи уже давно стали образцами продвинутой социальной системы, поскольку каждый отдельный член их общества берет на себя определенную роль, чтобы быть полезным для жизни всей колонии в целом. В муравейнике, даже в искусственном, обязательно должна проживать целая семья муравьев. Все роли в колонии строго распределены. В семье есть одна самка, или королева, муравьи-строители, муравьи-няньки, муравьи-солдаты. Муравьиные семьи могут существовать на протяжении долгого периода времени. Королева может жить до 20 лет, рабочие особи живут от нескольких месяцев до 3 лет.

А еще дошкольники знают, чем питаются муравьи, и с удовольствием кормят своих питомцев. Большинство муравьев являются универсальными хищниками и косвенными потребителями листвы. Основу питания почти всех муравьев составляют два компонента - белковый и углеводный. При этом углеводный в основном потребляется взрослыми особями, а белковый - личинками. В качестве источника белковой пищи используются различные беспозвоночные, главным образом насекомые. Муравьи часто охотятся на них. Основным источником углеводной пищи служит для муравьев медвяная роса. Также муравьи могут питаться соком растений, нектаром, грибами, семенами.

Через игру, наблюдение и изучение жизни насекомых юные исследователи познают основы естественно-научной компетентности, а значит, в наших дошкольных корпусах растут маленькие нанотехнологи или биотехнологи. Возможно, в будущем они станут великими учеными и совершат удивительные открытия.

Егор КОЛЕСНИКОВ, ученик 10‑го «А» класса школы №1748